— То есть, он позволяет себя реализовать?
— Реализовать себя можно через что угодно. Да, дети зачастую выбирают инструмент случайно, иногда удачно для себя, иногда нет, и потом ищут себя. Тут проявить чуткость родителям, чтобы поддержать ребёнка, не отбить у него желание заниматься дальше.
— Хорошо, давайте скажем про премию. Для вас это было важным достижением?
— Конечно, это признание. И исполнительской, и преподавательской работы. В этом главную роль сыграл коллектив ТГМПИ имени С. В. Рахманинова, выдвинувший меня. Важно, что этой премией отмечают достижения в педагогической и музыкальной деятельности. А что мне доставляет радость из того, что сделано? Радует то количество учеников, которые прошли через мои руки и изменились в лучшую сторону, и это позволят им жить дальше. Значит, всё не зря. То же самое с концертами, игрой в оркестре. На людей концерты оказывают влияние, помогают им жить, чувствовать, радоваться и грустить. То, что удалось сделать, в чём принимал участие — это вызывает удовлетворение. Радует то, что занимаешься тем, чем должен, и от этого есть результат.
— А как в вашей жизни появился Рахманинов? И что он для вас значит?
— Многие музыканты вам скажут, что Рахманинов — это композитор особый. Для каждого по-своему. Рахманинов в моей жизни по-настоящему появился примерно во время учёбы в музыкальном колледже, а потом, и теперь уже, наверное навсегда, продвигаешься по его творчеству и открываешь какие-то новые стороны, которые тебя трогают лично. Это становится ценным для тебя. Вот, говорят, что у Рахманинова знаменитый Второй концерт, например… Если это прочитать где-нибудь, то это ничего не значит, пока ты сам не послушаешь. Профессионал это особенно слышит и видит в нотах. Когда слушаешь Рахманинова, появляются какие-то новые мысли, идеи. Он вдохновляет. Многое из творчества Рахманинова было вдохновлено мыслями о Родине, России, русской душе, природе. И я думаю, что каждый человек может это услышать. Не только в России. В мире Рахманинов, как и Чайковский — одни из самых востребованных композиторов.
— У меня сложилось впечатление, возможно ошибочное, что музыка Рахманинова достаточно сложная и требует некоторого труда в понимании и принятии. В неё непросто влиться и прочувствовать?
— Она непростая. Но возьмём книги — они же тоже разные бывают? Некоторые довольно сложные, многоуровневые. Что-то сразу и не увидишь. Возьмём Булгакова, например, «Мастера и Маргариту» (12+), там можно многое найти, перечитывать и открывать что-то новое. Сколько там смыслов, поэзии и философии? А если взять музыку, то человеку иногда проще её воспринять, почувствовать эти эмоции, он способен её понять даже интуитивно. Послушайте третью часть Второй симфонии Рахманинова в хорошем качестве. Это очень сложная симфония, но вы сядьте, закройте глаза и попробуйте на 10 минут погрузиться в эту музыку. И вы сами почувствуете, получите своё понимание этого произведения… Вы просто будете слушать и получать удовольствие, поверьте. Самые разные люди испытывают восторг, каждый находит для себя что-то своё. И гений Рахманинова в том, что он смог создать такую музыку, которая «для всех».
— Если брать писателей, то сейчас для меня Рахманинов скорее с Андреем Платоновым ассоциируется. Но это моё восприятие…
— Рахманинов реалист, я не сравнивал его с Булгаковым, я имел ввиду многослойность его музыкальных идей. Его можно и с Достоевским сравнить. У него много разных граней…
— Каким будет для Вас этот рахманиновский год?
— Много чего будет происходить в институте — конкурсы, олимпиады, концерты. Подготовлена большая программа Академическим симфоническим оркестром. Готовят свои программы Тамбовконцерт, другие коллективы и солисты Тамбова. Так что в этом году недостатка в Рахманинове не будет. Но как бы не получилось так, что год пройдёт и Рахманинов уйдёт в тень. Его надо как-то равномерно распределять по своей жизни, — улыбается собеседник.