Лента новостей
Статья16 июля , 19:01

От блога до сцены: организаторы рассказали историю фестиваля «Рок над Студенцом»

С одним из организаторов фестиваля мы поговорили о названии, отборе участников и о планах на проведение пятого «Рока над Студенцом» в следующем году.

От блога до сцены: организаторы рассказали историю фестиваля «Рок над Студенцом»
Фото: Михаил Карасёв

Что бы нарисовала нейросеть по запросу «Рок над Студенцом»? Отвечая на этот вопрос о модных ныне дизайнерских трендах, один из организаторов фестиваля, который чуть больше недели назад отгремел в центре Тамбова, Павел Жданов задумался. Возможно, в ответ на такой промпт ИИ изобразил бы гитару над рекой. Или сцену, вмёрзшую в зимнюю прорубь. Но это, как замечает Павел, если нейросеть поймёт, что Студенец — это река, а рок — музыкальный жанр.

Мы поговорили с Павлом о названии, отборе участников и немного — о планах на следующий, юбилейный для «Рока над Студенцом», год.

Разные жанры на одной площадке

Первый «Рок над Студенцом» прошёл в 2022 году, хотя идея возникла лет за пять до этого. А началось всё даже не с мыслей о концерте как таковом, а с сообщества в соцсети «ВКонтакте», где с 2015 года компания увлечённых музыкой молодых людей рассказывала о событиях и новинках музыкальной индустрии в родном Тамбове. В какой-то момент этот блог и вырос в полноценную концепцию фестиваля.

Павел уточняет: с самого начала им с командой не хотелось привязываться к какому-то конкретному жанру, ориентируясь на формат шоу-кейс-фестиваля.

— Этот формат, простыми словами, подразумевает небольшие сеты, по 15-30 минут, эдакий «the best», от начинающих или малоизвестных артистов, которых оценивают эксперты музыкальной индустрии. По идее такими экспертами должны быть известные музыканты-«тяжеловесы», которые не просто проанализируют выступление молодых коллег, но и, возможно, помогут в продвижении. Но мы как организаторы столкнулись с тем, что в Тамбове найти экспертов непросто, поэтому сами решили выступить в их роли, — делится Павел. — А если говорить о направлении, то, мне кажется, что чёткое разделение на жанры, по крайней мере в фестивальной индустрии, сохраняется сегодня только в нашей стране. И если фестиваль имеет в своём названии приставку «рок», то мы сразу понимаем, о каком музыкальном направлении и какой целевой аудитории идёт речь. Нам же хотелось сделать историю разножанровую, разнонаправленную.
Фото: Сергей Мосев / архив редакции

Вторая сложность возникла с площадкой. Для посвящённых в музыкальную тусовку Тамбова не секрет, что в нашем городе не так много мест, подходящих для проведения больших концертов. Как-то организаторы, прогуливаясь по центру Тамбова, обратили внимание, что на площадке на тот момент нового ТРЦ на берегу старинной речки Студенец по вечерам выступают кавер-бэнды.

Недолго думая, Павел написал арт-директору ТРЦ, вернее, как они сами себя позиционируют, лайф-стайл-центра «Студенец» с предложением о сотрудничестве.

— Честно говоря, я удивился, что на моё сообщение арт-директор, Мария Крючкова, ответила очень быстро. Идея фестиваля ей понравилась, и на сегодняшний день без преувеличения могу сказать, что она — наш четвёртый соорганизатор, — говорит Павел Жданов.

Название с секретом

Занявшись подбором участников и формированием лайн-апа безымянного на первых порах фестиваля, организаторы думали над вывеской. Хотелось названия яркого, цепляющего и какого-то сразу понятного. Вспомнились многочисленные фесты всероссийского масштаба, которые, хочешь-не хочешь, брали за основу определённый жанр.

— Но ведь помимо раскрученного «Рока над Волгой», который много лет проходил в Самарской области, в Тамбове был свой «Рок над Цной», концерты которого несколько лет проводились на Набережной, на площади Музыки. Мы присмотрелись к нашей локации — и всё стало очевидно. Сцена — буквально — над рекой или, как принято называть его сегодня, ручьём Студенец. Ну и потом, мы не ограничиваем слово «рок» в названии фестиваля только лишь музыкальным жанром. Здесь каждый поймёт его смысл по-своему, — говорит Павел Жданов.
Фото: Михаил Карасёв

Такое пояснение — ещё и достойный ответ тем критикам, которые нередко, посмотрев программу фестиваля, возражают: мол, любезные, ну какой же это рок?.. Состав участников, как уже говорил организатор, весьма «разношёрстный».

— От лёгкой музыки в жанре поп-рок и альтернативы до авангарда и панка. Причём когда стало понятно, что быть и второму, и следующим фестивалям, мы взяли за правило не приглашать повторно одни и те же команды. И эта задумка оправдалась! На сегодня уже можно сказать, что у нас выступили 40 разноплановых команд из Тамбова и области, — замечает Павел Жданов.

Не без иронии он говорит и о ещё одной стороне критических отзывов к организаторам. Среди участников фестиваля — команды, в которых играют Павел и его товарищи. И порой они слышат, что «вы же фестиваль для себя организовали?».

— Есть и такой момент. Возвращаясь к поиску площадки, замечу, что мы со своими группами также долгое время не могли найти место для концертов, выступив в родном городе всего пару раз. Поэтому отвечаю всем хейтерам: да, в какой-то мере фестиваль послужил площадкой и для нас, организаторов. Но, повторюсь, в целом за 4 года мы собрали 40 команд, — говорит Павел Жданов.

Впрочем, и здесь хочется поумерить пыл скептиков. Ведь помимо тех самых «молодых тамбовских групп» на сцене над Студенцом выступали и довольно известные артисты. Тот же Анатолий Царёв, хоть и является лидером тамбовской «Операции Пластилин», но команда сегодня известна на всю страну и собирает одни из самых главных концертных площадок России. А 5 июля этого года на тамбовском фестивале выступил питерский гитарист и вокалист Дмитрий Порубов из команды «Психея».

История продолжается

Говоря о фестивале, сложно удержаться от очередного «впрочем». «Рок над Студенцом» — это не только про музыку, но и про площадку для мастеров «смежных жанров». Здесь традиционно организуются выставки фото и художественных работ, ремесленных изделий, сувениров. Несколько лет на фестивале работала выездная тату-студия.

— Эта история тоже не новая. По такому же принципу организуются многие фестивали. Причём зона ярмарочной торговли существует не как удачное дополнение к сцене, а как вполне самостоятельная площадка. Можно привести ряд примеров крупных фестов, куда зрители приходят даже не за музыкой, а именно за атмосферой, за тем, что принято называть тусовкой, — говорит Павел Жданов.

В следующем году фестиваль пройдёт в пятый раз. Павел уточняет: по накалу эмоций самым ярким стал именно первый фестиваль, когда они с товарищами, впитывая атмосферу концерта, купались в эйфории понимания «Мы это сделали».

Задумываясь о том, каким будет юбилейный фест, Павел предполагает, что, скорее всего, организаторы нарушат свой же установленный порядок и соберут на одной сцене артистов из числа участников прошлых лет:

— Возможно, будет больше иногородних коллективов. Или придумаем что-то ещё особенное. Каждый год мы стараемся сами себе отвечать на вопрос, для чего мы снова и снова входим в организаторскую реку. Для того чтобы дать возможность заявить о себе молодым музыкантам. Для того чтобы познакомить с новой музыкой слушателей. А ещё — чтобы стать примером для сегодняшних молодых ребят, которые в будущем также будут организовывать всевозможные фестивали и активности. Новые, со своим форматом, но такие же живые и настоящие.
От блога до сцены: организаторы рассказали историю фестиваля «Рок над Студенцом»
Фото: Михаил Карасёв
Автор:Юлия Новикова