Лента новостей
Статья19 августа , 11:03

Кинопродюсер Лев Золотарёв: Тамбов идеален для мелодрам и исторических кинолент

В 2026 году на телеканале «Россия» выйдут два сериала с участием Глафиры Тархановой и Ивана Батырева, в которых Тамбов будет играть самого себя.

Кинопродюсер Лев Золотарёв: Тамбов идеален для мелодрам и исторических кинолент
Фото: Павел Васильев

Тамбовская область стала всё чаще притягивать работников киноиндустрии. В 2023 и 2024 году в регионе для телеканала «ТНТ» сняли два комедийных сериала: «Экстрим» (16+) и «Купцы и дети» (12+) — с немалым количеством звездных актеров. А буквально месяц назад в Тамбовской области завершились съёмки двух сериалов в жанре мелодрамы для телеканала «Россия». Журналист РИА «ТОП68» Диана Яшина пообщалась с организатором съемочного процесса для обоих сериалов Львом Золотарёвым и узнала, чем Тамбовщина так манит кинематографистов.

Лев Золотарев продюсер и сценарист. На его счету участие более чем в 40 кинопроектах, в том числе в сериалах «Склифосовский» (16+), «По законам военного времени» (18+), «Раневская» (16+). Шесть лет назад Лев Золотарев основал студию кинопроизводства в родном Ростове-на-Дону. А на Тамбовщину деятеля киноискусства забросило во время работы над сериалом «Экстрим». Теперь же он приезжает сюда уже не в первый раз и признаётся, что очень полюбил Тамбов.

В следующем году тамбовчане вместе со всей Россией увидят родной Тамбов на больших экранах в кадре двух мелодрам, организатором съемочного процесса для которых был Лев Золотарев.

Лев, расскажите, как всё начиналось и как было принято решение снимать новые киноленты в Тамбове?

— Через два года после съемок сериала «Экстрим» мне позвонили коллеги, с которыми мы уже работали в Ростове. Они как раз снимают проекты для телеканала «Россия», «НТВ», в том числе небольшие сериалы, так называемые «четырехсерийки». Спросили:  «Куда нам поехать?» Я говорю: «Давайте поедем в Тамбов». Мы съездили на два дня в Тамбов с руководством, они посмотрели, потом привезли режиссера, оператора, художника, собрали все необходимые объекты к сценарию. У них был выбор — поехать в Самару или в Тамбов, рассматривали и тот, и другой город. Но Тамбов им больше понравился. Хотя Самара большой город, там больше разной фактуры, больше локаций, а значит больше возможностей для съемочного процесса. Но выбрали Тамбов, потому что это такой уютный, ухоженный город. В Тамбове хорошо снимать именно летние сюжеты, когда здесь так много людей занимаются спортом на улицах, катаются на велосипедах. И заметно, что люди любят свой город, это проявляется даже в мелочах.

То есть можно сказать, что отчасти наш город романтичный и весьма подходит для мелодрам?

— Конечно! Для телеканала «Россия» мы снимаем по принципу «всё должно быть так, как есть на самом деле, но чуточку лучше». Так у нас всегда говорят режиссеры, художники. Чуть-чуть приукрасить, накинуть легкий флер. Здесь, на самом деле, всё так и есть. Мы собрали, как мне кажется, прекрасные кадры и заявочные планы города.

Вы сказали, что большую часть съемок проводили в кампусах Державинского университета. В фильме вы представите его тоже как вуз?

— Нет, это у нас был сценарный объект. В мелодрамах-«четырехсерийках» идет стандартный набор мест для действия: больница, полиция, офис, может быть суд. И всё это мы снимали в самых разных корпусах Державинского — после госэкзаменов, когда студентов уже не было. В Мединституте мы снимали больницу, в Симуляционном центре снимали непосредственно операционные, там много оборудования. В качестве заявочного плана мы снимали третью городскую больницу Тамбова, то есть с улицы наши герои заходили именно в эту больницу, но внутри уже в кадре будут интерьеры Державинского. А в усадьбе Асеевых у нас был ЗАГС.

Можете ли вы приоткрыть завесу тайны над сюжетными линиями новых сериалов? И когда планируются премьеры?

— Премьеры обоих сериалов запланированы на 2026 год. Точных сроков пока нет, дату определят уже на телеканале «Россия». Могу сказать только о том, что если сериал «Экстрим» был больше для молодёжной аудитории, то новые проекты для аудитории серебряного возраста: для наших мам, бабушек. В таких проектах всегда есть хеппи-энд.

Кто-то из известных имён играет в новых «тамбовских» сериалах?

— Да, например, Глафира Тарханова, Иван Батырев, Алена Хмельницкая. 

Вы сказали, что Тамбов удобен с точки зрения кинопроизводства, что вы имеете ввиду?

— Тамбов близок к Москве, поезд идет всего 4 часа до Мичуринска. Всех артистов мы перевозили именно на этом поезде. Сам Тамбов компактный, но в то же время разноплановый. Легко отснять в один съемочный день несколько сцен в разных локациях, можно переместиться из одного конца города в другой за 20 минут. В Москве это невозможно, Москва это «город одного дела». В целом снимать проекты удобнее в провинции — это возможность сохранить бюджет и потратить его не на какие-то организационные моменты, а вложить в улучшение самого кинопродукта. Точно так же в новых регионах люди относятся с интересом к кино, потому что они с этим не сталкивались и готовы идти навстречу во многих моментах, в тех же локациях, затратах на производство. Кинокомиссия Тамбовской области нам очень помогла с локациями для съемок, где-то это оказалось абсолютно бесплатно для нас. В Марьевке под Тамбовом еще для проекта «Экстрим» мы договорились с одним замечательным человеком и построили на его частной территории на берегу реки декорацию в виде деревянного дома. После съемок хотели разобрать, но он разрешил нам его оставить — пусть остается, вдруг пригодится. И, действительно, он снова нам пригодился. Финальную сцену в одном из новых сериалов мы сняли именно там. Плюс Тамбова еще и в том, что у него есть города-спутники, абсолютно разные. Котовск — это красная кирпичная застройка, Мичуринск — это купеческая атмосфера. Сейчас в городе на центральной площади убрали провода под землю, открыли небо, отреставрировали все основные здания на площади, что делает Мичуринск идеальным для съемок исторических кинолент.

А есть ли польза региону от того, что он становится популярным с точки зрения киноиндустрии?

—  Туризм, то есть пиар региона, и кинопроизводство — это направления, которые идут рядом. Мы сняли прекрасные кадры Тамбова, их будут показывать на федеральном телеканале,  а значит россияне увидят Тамбов с его лучшей стороны. Есть замечательный пример из Ростовской области. Для исторического сериала «Смотритель маяка» (18+) в селе Мержаново построили маяк, декорацию. После завершения съемок его сохранили, оставили, и теперь сфотографироваться с ним каждый год приезжает какое-то огромное количество туристов. Получилась такая новая визитная карточка региона. И, конечно же, кинопроизводство — это деньги, которые киностудии тратят в регионе. То есть они снимают квартиры, гостиницы, нанимают местный персонал, заказывают питание, арендуют транспорт и технику для съёмки. В этом году съемочная группа состояла из 20% местного персонала. Это те, кто работал еще над «Экстримом» и те, кто пришел в первый раз и с удовольствием погрузились в процесс создания кино. Многим понравилась работа в кино, они поехали дальше развиваться в этом направлении уже с московскими специалистами.  Но если здесь, в Тамбовской области, обеспечить стабильное кинопроизводство хотя бы 4-5 проектов в год, то смысла отсюда уезжать для специалистов не будет. Поэтому нужно рекламировать регион для киностудий и развивать кинопроизводство в регионе, и я как раз сейчас этим занимаюсь.

Каким образом вы будете это делать?

— Как привлекать в регион кинопроизводство? У нас есть продюсеры и студии, с которыми мы постоянно работаем. Они ежегодно снимают разнообразные проекты, современные и исторические. Со многими из них мы работали в Ростове-на-Дону, сейчас они в Ростов не поедут из за отсутствия нормальной логистики, и мы предлагаем им альтернативу. Вот есть замечательный регион — Тамбовская область, в который можно удобно и быстро добраться на поездах или самолёте. В которой есть много замечательных актеров, местный персонал и те, кто готовы сотрудничать и помогать в съёмочном процессе. В Тамбове и Мичуринске мы уже собрали материал, поснимали заявочные планы, игровые и не игровые сцены. Весь этот материал войдет в большую презентацию, которую мы разрабатываем совместно с кинокомиссией Тамбовской области и которую я потом буду предлагать коллегам, продюсерам, киностудиям.

Кинопродюсер Лев Золотарёв: Тамбов идеален для мелодрам и исторических кинолент
Фото: Павел Васильев

Как вы оцениваете работу кинокомиссии Тамбовской области?

— Я был приятно удивлен, когда узнал, что в регионе она появилась. Мы приехали в Тамбов, представили ей свои кинопроекты. Взаимодействие было оперативным. С нами работали 15 человек, собрались, провели совещание, ознакомились со сценариями, узнали, что необходимо, какую помощь, содействие оказать. В частности, нам очень помогли со сценарными объектами для съёмок. Работа кинокомиссии — это про долгосрочный результат. То есть этим нужно заниматься и развивать постепенно.

А может ли кинокомиссия отказать в съёмках киностудии?

— Если есть порочащие моменты, то скорее всего да. В моей практике такого не было. Но если кто-то приедет в действующую администрацию области и будет подавать всё в порочащем, недостоверном ключе, конечно, никому не интересно будет оказывать содействие такому проекту. Запретить, наверное, возможности нет, но сотрудничать уже никто не захочет.

Каков секрет хорошего кино, на ваш взгляд?

— Самый важный фактор — это сценарий. Сейчас в целом дефицит хороших сценариев. Не знаю, почему. Мало хороших идей, которые попадают в точку. Очень много ретроспектив, переснимают старые проекты — есть удачные примеры, есть неудачные. Но оригинальных проектов, к сожалению, не так много. Скорее всего, сейчас происходит какое-то переосмысление в этом плане. Потому что мы научились технически снимать экшены, проекты полнометражные, интересные. А вот сценарные задачи, суть пока немножко не доработаны. Нужно раскрывать, видимо, новые таланты — новых сценаристов и режиссеров.

И, конечно, важна работа режиссера с артистами. Как режиссер ставит задачу, как реализует сценарные задумки…

Новые киноленты, снятые в Тамбове, будут отвечать требованиям хорошего кино?

— Конечно, да. Получатся хорошие фильмы. Один из проектов срежиссировал Владимир Шевельков, другой — Владимир Нахабцев. Для меня была честь работать и с тем, и с другим режиссером. Они профессионалы своего дела, с творчеством реализующие сценарные задачи даже в тяжёлых производственных графиках.

Автор:Диана Яшина