Лента новостей
Статья5 июня 2022, 21:03

Ведёт ли критика речевых ошибок к комплексу неполноценности? Ответы тамбовского психолога

Доцент кафедры психологии ТГУ имени Державина Елена Дьячкова рассказала редакции РИА «ТОП68» о причинах стремления поправить, о том, как научиться правильно критиковать самого себя, и о том, каковы истинные речевые проблемы.

Ведёт ли критика речевых ошибок к комплексу неполноценности? Ответы тамбовского психолога
Фото: pexels.com

Почему нас раздражает, что люди совершают речевые ошибки - неправильно ставят ударения, путают значения слов или употребляют их ни к месту? Полезно ли с точки зрения психологии поправлять даже заведомо неправого человека? И почему человек вообще склонен стараться соответствовать идеалу «правильности»? В преддверии Дня русского языка 6 июня ответы на все эти вопросы редакции РИА «ТОП68» дала доцент кафедры психологии ТГУ имени Державина Елена Дьячкова.

Психолог отметила, что она сама — поборник правильной речи, верной расстановки ударений и знаков препинания, а также красоты языка. Однако Елена Дьячкова утверждает: очень мало кто задумывается над тем, что стоит за замечаниями и стремлениями всех поправить.

Она отметила, что ей близка следующая позиция кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника сектора теоретической семантики Института русского языка имени Виноградова РАН Ирины Левонтиной:

— «Мы буквально вместе с жизнью усваиваем родной язык. И то, что из него узнаём, зачастую не отличаем от того, что знаем про жизнь — с одной стороны. С другой — родная речь тесно взаимосвязана с самоидентификацией человека. Поэтому всё, касающееся языка, для нас весьма травматично: мы болезненно реагируем, сталкиваясь с чем-то незнакомым или не успевая за изменениями в языке. Особенно это характерно для нашей культуры, лингвоцентричной по своей сути».
Ведёт ли критика речевых ошибок к комплексу неполноценности? Ответы тамбовского психолога
Фото: pexels.com

С точки зрения психологии то, что задевает или раздражает конкретную личность — напрямую связано с её «теневой стороной». В этом случае человек или не позволяет себе какой-то тип поведения, или не принимает себя разным. Именно поэтому он подавляет и вытесняет всё, что считает неприемлемым и плохим, а «тень» подпитывается повышенным напряжением и раздражением.

— Конечно, бравируют правильности своей речи далеко не все. Чаще всего это зависит от преобладания тех или иных черт характера или профессии. Для лица демонстративного типа важно привлечение внимания к своей персоне и ему совсем необязательно «затыкать» кого бы то ни было — ему бы больше восхищения и похвалы. А вот лица с ригидным типом личности, эпилептоидным типом весьма педантичны и даже агрессивны. Для них важен порядок и правильность в разных сферах — они и «заткнут» кого угодно.

Другой распространённый тип «поправляльщика» — педагог со своеобразной профдеформацией, когда он делает замечания и исправляет чужие ошибки регулярно. При этом иногда такой специалист всего лишь хочет улучшить мир — но делает больно собственным подопечным.

— Личности педантичного склада характеризуются инертностью психических процессов и соответственно долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, в то же время сильно реагирует на любые проявления нарушения порядка и того, что они считают правильным. То есть для них важен определённый усвоенный порядок, от которого им в силу особенностей их нервной системы трудно отступить, и они его защищают. И то же самое касается и тех, у кого такая педантичность выработалась.

В наиболее «тяжёлых случаях» человек поправлениями хочет показать свою высокоразвитость перед окружающими. Это в психологии именуется комплексом превосходства:

— Зигмунд Фрейд говорил о триаде инстинктов всех людей — «власть — деньги — секс». Так вот, в основе комплекса превосходства лежит желание власти. Альфред Адлер, австрийский психоаналитик, последователь Зигмунда Фрейда, впервые предположил, что людьми движет комплекс неполноценности, который формируется из-за чувства беспомощности. Желание перебороть его перерастает в стремление к превосходству или стремлению к власти. Комплекс превосходства является обратной стороной комплекса неполноценности.
Ведёт ли критика речевых ошибок к комплексу неполноценности? Ответы тамбовского психолога
Фото: pexels.com

Каждый из вышеперечисленных типов, как отмечает Елена Дьячкова, проявляет неправильное и даже нецелесообразное поведение:

- На самом деле на раздражители всегда следует реагировать, прежде всего подумав о теневой стороне своей личности. Нужно посмотреть на себя, свои ошибки и свой опыт, а потом, увидев всё со стороны – разрешить себе и другим быть разными и даже неправильными. Подобную терпимость вполне возможно привить и ребёнку, воспитывая его в условиях отсутствия жёсткой критики к его маленьким провалам.

Психолог подчеркнула, что никакого «единственно верного и правильного» стиля поведения, речи и жизни, который имеет право диктовать всеми свои условия, не существует:

- Но, тем не менее, в обществе существуют нормы - правовые, этические, эстетические, религиозные, корпоративные, нормы, сложившиеся исторически (например, традиции). Отклонение от норм говорит о девиантном поведении. Но даже если у раздражающего человека поведения именно такое – не следует ни разубеждать его в своих взглядах, ни излишне пытаться отплатить его же монетой.

Несмотря на то, что сейчас общество продолжает сталкиваться с проблемами малограмотности и нетерпимости – люди продолжают формировать и менять нормы общественного поведения. В то же время существуют и настоящие проблемы с речью, возникающие на психологической почве.

Среди них - алалия (отсутствие речи), задержка речевого развития, брадилалия (замедление темпов речи), тахилалия (ускорение темпов речи), множественные повторения одной и той же информации, резонёрство и многое другое. Именно поэтому психология рекомендует наиболее злостным критикам прежде всего обращать внимание на собственные глубинные ошибки, после чего начать относиться к окружающим с куда большим сочувствием и пониманием.

Автор:Иван Шарапов