Каждый из вышеперечисленных типов, как отмечает Елена Дьячкова, проявляет неправильное и даже нецелесообразное поведение:
- На самом деле на раздражители всегда следует реагировать, прежде всего подумав о теневой стороне своей личности. Нужно посмотреть на себя, свои ошибки и свой опыт, а потом, увидев всё со стороны – разрешить себе и другим быть разными и даже неправильными. Подобную терпимость вполне возможно привить и ребёнку, воспитывая его в условиях отсутствия жёсткой критики к его маленьким провалам.
Психолог подчеркнула, что никакого «единственно верного и правильного» стиля поведения, речи и жизни, который имеет право диктовать всеми свои условия, не существует:
- Но, тем не менее, в обществе существуют нормы - правовые, этические, эстетические, религиозные, корпоративные, нормы, сложившиеся исторически (например, традиции). Отклонение от норм говорит о девиантном поведении. Но даже если у раздражающего человека поведения именно такое – не следует ни разубеждать его в своих взглядах, ни излишне пытаться отплатить его же монетой.
Несмотря на то, что сейчас общество продолжает сталкиваться с проблемами малограмотности и нетерпимости – люди продолжают формировать и менять нормы общественного поведения. В то же время существуют и настоящие проблемы с речью, возникающие на психологической почве.
Среди них - алалия (отсутствие речи), задержка речевого развития, брадилалия (замедление темпов речи), тахилалия (ускорение темпов речи), множественные повторения одной и той же информации, резонёрство и многое другое. Именно поэтому психология рекомендует наиболее злостным критикам прежде всего обращать внимание на собственные глубинные ошибки, после чего начать относиться к окружающим с куда большим сочувствием и пониманием.