Приближается новый учебный год, и многим родителям предстоит впервые отправить своих детей в школу. Для кого-то же настаёт время убеждать ребёнка в том, что плюсы школы перевешивают все её обнаруженные минусы.
И тем, и другим бывает необходимо избавиться от излишнего чувства тревоги за маленьких членов своей семьи и научить ребёнка справляться с собственными переживаниями — и для того, и для другого есть выверенные способы. О них редакции РИА «ТОП68» рассказала тамбовский психолог Наталия Новикова.
Первой и самой сложной проблемой в подготовке вчерашнего детсадовца к походу в школу обычно становится усиленное волнение родителей. Они переживают из-за первого школьного дня своего ребёнка, его адаптации к новой среде и педагогов — и для таких тревог есть вполне закономерное решение:
— Чтобы родителям успокоить себя и легче отпускать детей в школу, нужно вспомнить хорошее из своей школьной жизни, приятные моменты. Также помогает обратить внимание на то, что понравилось родителям в школе сейчас: будь то приятная учительница, интересная атмосфера или что-либо другое, на что ребёнок реагирует с интересом.
В ряде случаев родительская тревога только нарастает по прошествии нескольких недель: мамы и папы могут заподозрить, что нечто плохое происходит вне поля их зрения. Самыми большими страхами здесь становятся задиры, которые могут обижать ребёнка, постепенная потеря интереса к учёбе или прямые угрозы жизни школьника из-за неосторожности и плохой подготовленности.
Родители начинают почти ежедневно расспрашивать детей о том, что происходило, пока их не было рядом — даже когда сам ребёнок не хочет об этом говорить. Иногда такой отказ воспринимается именно как скрытие плохих событий. Но, как показывает практика, на деле такое происходит не так уж и часто:
— Постоянные расспросы, гиперопека вредны тем, что ребёнок не осознает происходящего с ним, своих потребностей, трудностей, с которыми он встречается, а родители его опережают. Тем самым они решают за него все проблемы и помогают без просьбы — уже у младшеклассника это затрудняет развитие ответственности за себя и свои действия.
По словам Наталии Новиковой, расспросы могут вызывать негативные переживания и раздражение, нервировать, если ребёнок не придал значения ситуации, а родитель увидел в ней «опасность» и настаивает на том, что нужно решительно действовать. Таким образом, гиперопека практически всегда «делает из мухи слона».
— Важно, чтобы ребёнок сам доверял родителю, мог рассказать о том, что его волнует без страха порицания. Ещё большую значимость это доверие приобретает в подростковом возрасте, но закладывается всё именно в ранние школьные годы. Родители в идеале должны знать своего ребёнка, чувствовать, когда ему можно предоставить ответственность, когда он не забудет, выполнит, не потеряется и так далее.
Выработка этого полезного навыка происходит с помощью своеобразных упражнений: родителям стоит постепенно временно отступать от дел и наблюдать за тем, как с ними справляется ребёнок сам. Если всё выполняет, значит наступает момент, когда между ребёнком и взрослым становится возможным договор. В том числе и о том, где должны проходить личные границы между детьми и родителями.
— Избежать же неприятных происшествий заранее или запланировано не получится. Так, неприятное отношение ребёнка к предмету, однокласснику или учителю может возникнуть непредсказуемо, а значит, наибольшую пользу приносит разбор ситуации уже после того, как замечены её точные признаки. Родители не должны решать все проблемы за ребёнка, но в их зоне ответственности помогать преодолевать трудности и тяжёлые переживания, находить положительные моменты.
Невозможно заставить ребёнка полюбить школу. Однако всегда можно обратить его внимание на ряд её достоинств, отмечает психолог. Так, именно в школе дети, как правило, впервые развивают свои первые хобби, получают для них ценные навыки, обретают первых настоящих друзей или любовь.
— Чтобы ежедневное провожание в школу было спокойным, родителю можно мысленно говорить себе «благодаря учёбе, ему/ей удастся узнать то или другое, подружиться с тем-то, посетить с классом такое-то интересное место». Однозначно можно сказать: когда ребёнок развивается, всё идёт хорошо.
Если же так получилось, что ребёнок совсем не любит школу, а семья опасается, что эту ситуацию никак нельзя будет изменить — важно уметь сопоставить её плюсы и минусы. После этого родителям стоит обсудить с ребёнком возможность перевести его в другой класс или даже школу, но только на добровольных началах.
— Если что-то не заладилось сразу, может появиться страх «так будет всю жизнь», а это иррационально. По ряду вопросов семья может обратиться за помощью к классному руководителю, школьному психологу, а также к тем, кому она в целом доверяет. Наверняка у кого-то найдётся и похожий опыт, и пути решения проблемы. Ведь, поверьте, школы заинтересованы в разрешении конфликта точно так же, как ребёнок и его папа с мамой.
В качестве напутствия всем родителям, для чьих детей этот учебный год станет первым, Наталия Новикова посоветовала ориентироваться на хорошее, отмечать для себя приятные моменты, связанные со школой, отмечать успехи, ободрять себя и своего ребёнка. Ведь дорогу, подчеркнула психолог, осилит идущий.