До последнего времени считалось: земли Тамбовского края в глубокой древности представляли собой Дикое поле. Семантическое значение слова «дикий» В. И. Далем определяется как « в природном виде состоящий, не обработанный человеком, невозделанный, природный». Значит ли это, что Дикое поле было не заселено людьми?
Конечно, нет. Современные исследователи этого вопроса почти единодушны в том, что термин «Дикое поле» не надо понимать в буквальном смысле, а следующим образом: земли Дикого поля не имели хозяина, хотя и были заселены и частично обрабатывались.
Лучше других об этом можно прочитать у Максимилиана Волошина:
«Вся могильниками покрыта -
Без имён, без конца, без числа...
Вся копытом да копьями взрыта,
Костью сеяна, кровью полита, Да народной тугой поросла».
(Пути России: 18.Дикое поле)
«Туга» у Даля означает скорбь, тоску, горе, печаль, кручину. Можно допустить, что земля горюет и кручинится сама по себе, но в данном контексте речь идёт о народе и народной печали. Степь у Волошина пестреет шатрами, наполнена скрипом телег, ржаньем коней, раздувается обозами. Жизнь в степи кипит, народы и народности в ней появляются, растут, сшибаются, расходятся, теряются в её просторах и истории, как потерялась летописная крепостца Онуза ХII-ХIII вв., положение которой наш земляк-краевед И. Ф. Гулmiby предположительно определяет на месте «городища в горловине Яблоновецкой луки и на прилегающем берегу Матыры ». Если считать фактом предположение И. Ф. Гульшина, то мы можем говорить о каком-то населении на территории нашего района в XII –ХIII вв.
Этимологическое толкование гидронима «Матыра» позволяет заглянуть во времена запредельно-давние, и это не может не потрясти наше воображение.
Известно: 45000 лет назад на равнинах бассейна рек Дон — Ока - Волга образовались народы индоевропейской группы. По мере таяния ледников арийские племена стали расселяться по всему миру. В III тысячелетии до н. э. они пришли в Индию. В новых землях арии в память о своей прародине часто называли реки, озёра, поселения, другие географические объекты так же, как и у себя на родине, создавая таким образом клоны, реплики. Историки Светлана Жарникова в «Золотой нити» и Наталья Гусева в книге «Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория» обнаружили при анализе эпоса народов Индии «Махабхараты» не только сходство, но и прямые совпадения русского языка и древнеиндийского языка - санскрита в словаре разговорной и литературной речи, а так же в названиях местностей и водоёмов.
Не вдаваясь в подробности, отмечу: в «Махабхарате» в названиях священных водоёмов Курук-шетры (Курского поля) встречаются удивительные совпадения. Судите сами: в числе священных водоёмов Курукшетры есть река МАТУРА, в которой Жарникова и Климов (автор книги «Рождение Руси») узнают нашу Матыру. Можно считать доказанным, что название Матыра существовало в 3150 году до н. э. Но и это ещё не всё!
В «Махабхарате» упоминается город Матхура(Матура) — один из семи священных городов древних ариев. Для его захвата Кришне, который по преданию родился в Maтxype, нужно было овладеть пятью возвышенностями в его окрестностях. Эти возвышенности-холмы легко обнаружить к северу от Липецка. По данным того же Климова сегодня на Цейлоне есть город Матура, а к югу от Дели город Матхура(Матра).
Что же означал гидроним «Матыра»? В «Географии Тамбовской области», выпущенной в 1973 году, говорится буквально следующее: «Названа так за извилистый характер русла. Слово «матыра» имеет значение егоза, непоседа. Сторонники угро-финского происхождения опираются на основу слова мато - змей, червь. Первое считается более правильным». На наш взгляд, такое толкование является ошибочным хотя бы потому, что первые упоминания мордовских племён датируются VI веком, а угро-финские племена выделились из индоевропейского этнококона.
В слове «Матыра» явно выделяются две основы: мат и ра. В том же санскрите есть несколько слов с основой мат: матри(мать), праматри(прамать), матта(влюблённый), ма(мама). Значение их понятно и не требует разъяснений. Индоевропейский корень «мт» означает «мать». Для примера: в Древнем Египте богиню неба звали Нут-Мут (Маат), а Ильмаматар из карело-финского эпоса «Калевала» есть ничто иное как «Матерь Воды», мать первичного океана.
И просто, и сложно со второй основой - «ра». Хочется связать её с Ра - богом Солнца. Сделав это, мы получим привлекательное и соблазнительное толкование: мать Ра, мать Солнца. Ра - это и Волга гиперборейских времён. Если принять во внимание этот факт, то буквальное прочтение следующее: Мать Волги. Признаемся, что размеры Матыры не позволяют нам говорить серьёзно об этом даже с учётом того, что климат, рельеф, геологическое строение, размеры бассейна могли быть в рассматриваемый период другими. Историк Юрий Пастухов утверждает: Ра - это первичное прочтение-произношение слова-понятия Ар-Яр, яркого солнца. Теоним Ра является перевертышем первичного первообраза русов - теонима Яр. Видите, сколько гипотез!
Но, думается, что всё проще. Основа <<ра», как и основа «дн-цн», имела также значение -«река». Отсюда: Матыра - мать-река, Дон, Цна. Итак, Матыра - мать-река. И это символично, если иметь в виду то, что город Mатxypa являлся священным городом древних ариев.
PS. 1 .Судя по всему, река Плавица тоже имеет индоевропейский корень «пл» со значением плыть и называлась ранее, возможно, Плава, а суффикс -иц- более позднего происхождения. Кстати, среди священных водоёмов Курукшетры по состоянию на 3150 год до н. э. не последнее место занимает река «Уплава», а среди водоёмов современной центральной России есть, кроме нашей «Плавицы» река «Упа» и река «Плава» (сливаются).
2. В Воронежской области около Семилук есть село Едновище - бога Енда гора . «Бог Енд сохранился в буддизме как бог богов, - свидетельствует Г. Климов. - Он почитается и у индусов. В Древней Греции он превратился в Андре, а, попав на Ближний Восток, в среде еврейских племён стал Андреем». Можно предположить, что село Покрово-Ендовище, расположенное в нашем районе, является репликой села Едновище и имеет в нём родственные связи.