Нам предстояло обойти круглый лесок и продвинуться вперед километра на три, чтобы увидеть «краснокнижников»: ятрышник шлемоносный, ковыль перистый, шпажник тонкий, ветреницу лесную, колокольчик персиколистный и купальницу европейскую.
Русская картина,
как ты мне мила!
Выйдя из машины и ступив на первый луг, оказываемся в окружении сочной зеленой травы, кустарника и тяжелых от «сытой» листвы веток деревьев. Густым роем «свежую добычу», то есть нас, окружают крупные и злющие комары. Несмотря на уже припекающее солнышко, надвигаем пониже кепки, надеваем легкие кофточки и курточки с рукавами и… замираем перед поляной ягоды. Сильные, высокие растения и большие белые цветки говорят о том, что урожай лесной ароматной лакомки уродится на славу. Поляна, другая, третья… Глаза разбегаются.
Кое-где ярким пятнышком виднеется колокольчик персиколистный, обладающий самым крупным цветком в своем семействе. Он же дает много нектара и пыльцы. Нередко этот вид выращивают как декоративное растение, ведь цветет колокольчик с июня и практически все лето. А в народной медицине надземную часть этого растения прежде применяли как болеутоляющее средство при желудочных коликах.
Первое впечатление: по сравнению с минувшим годом природа ожила и посвежела. Нелегко пришлось только русским белоствольным красавицам. Как объяснил заместитель директора заповедника по экологическому просвещению Александр Егоров, корневая система дерева достигает 6 - 7 метров - этого достаточно, чтобы в сухую погоду найти для себя источник влаги. Только в прошлогоднюю жару, кроме отсутствия осадков, по данным Управления охраны окружающей среды и природопользования Тамбовской области, вглубь до двух метров ушли грунтовые воды. Теперь куда ни посмотришь, на посадки или рощи, везде одна безрадостная картина - наполовину, а то и совсем сухие березки. Восстановятся они или нет, покажет время.
Не все знают, что у нас есть северные орхидеи. Один из орхидных, произрастающих в нашей местности - ятрышник шлемоносный. Этот вид находится под угрозой исчезновения и потому занесен в Красную Книгу Российской Федерации. Растение предпочитает светлые леса, пойменные луга, поляны. У всех орхидей цветки устроены замысловато. Ятрышник не исключение. Основное, что бросается в глаза - нижний лепесток - самый крупный, ярко-лиловый, исчерченный темными полосками, которые как бы указывают путь насекомым к нектару. Он называется губой. А околоцветник имеет листики, скрученные по форме воинского шлема. Отсюда вторая часть названия. Вырастает ятрышник высотой до 60 сантиметров и по внешнему виду напоминает маленькую кукурузу, только лиловую. Правда, на пробной площади цветки были мелкие, и совсем мало. Методист отдела экологического просвещения Екатерина Кострова прокомментировала это так:
- Действительно, на пробной площади мы наблюдали уменьшение количества растений. Но я думаю, это связано с тем, что в данный момент эти участки затенены, там сохраняется прохлада, а спустя время ятрышник непременно зацветет.
А вы их знаете?
По дороге Александр Алексеевич, привыкший комментировать явления природы на многочисленных экскурсиях, поясняет, какие растения нам встречаются, описывает их свойства. Вот мы проходим мимо высокого растения с темно фиолетовыми бутонами - это гравилат речной. А вот это растение, похожее на комнатное, с шикарными огромными полосатыми листьями трогать не стоит - это ядовитая чемерица Лоббеля. Кое-где встречается валериана. Из высокой травы скромно выглядывают нежные незабудки. Здесь выкапывали вкусные корешки молодые кабанчики, отставив после себя множество следов и местами перерытую почву. А вон там, кем-то напуганный, по пашне пробегал барсук, оставив след своей пятипалой лапы.
Обогнув лесок и преодолев густые заросли ежевики, мы оказываемся на затененной лужайке, где растет еще один «краснокнижник». У скандинавских народов существовало поверье, что лесные духи - тролли - очень любят этот цветок. Отсюда научное название - троллиус. У нас это растение зовется купальницей. Возможно оттого, что ее лимонно-желтые цветки так зрелищно купаются в лучах солнца. Кстати, ее очень сложно сфотографировать: на снимке неизбежно проявляются блики от солнца. Купальница - многолетняя трава, зацветающая только на девятый год. Об этом стоит помнить любителям лесных букетов.
Следующим на нашем пути оказывается шпажник тонкий, или тонкий гладиолус. На пробной поляне мы обнаружили только два растения. Прежде на этом месте их насчитывалось более сорока. И хотя шпажник - растение морозостойкое, видимо, прошлогоднюю засуху оно не перенесло. Теперь остается только наблюдать за тем, как будет происходить восстановление.
Тайны малой
родины
Мы идем по тропе. С одной стороны - густой лес, с другой - колосится рожь. А поле - как огромный холм.
- Белее двух тысяч лет назад здесь жили скифы - скотоводческие племена, - повествует Александр Алексеевич. - Своих князей они хоронили в курганах. Делали дубовые гробницы, клали туда различную утварь, одежду, драгоценности, а сверху засыпали землей, получался холм. Таких курганов много на территории нашего заповедника. Есть и изученные, и разграбленные «черными» археологами.
Информация интересная, решаю по прибытии домой восполнить ее недостаток в Интернете. Подробностей о раскопках в нашей области нашлось мало: упоминание в несколько строк, что в Мордовском и Кирсановском районах существуют такие курганы - разновидность погребальных памятников, распространённых на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Зато теперь подробно знаю, что обычай сооружать курганы у скифов возник еще в эпоху энеолита и существовал на протяжении всего бронзового века, отражая патриархальный культ, который все время усложнялся. Все это время в расположении курганов существовал один неизменный принцип, который всегда неукоснительно исполнялся: они насыпались в степи, но всегда вблизи источника воды. Скифы верили в загробную жизнь, поэтому вместе со своим царем хоронили одну из его жен, виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, коней, отборный скот и золотые сосуды. Через год вокруг кургана расставляли пятьдесят чучел из княжеских коней и прикрепляли к ним убитых слуг.
Наша местность богата историческими фактами и событиями. Нам предстоит еще многое узнать, раскрыть и исследовать, так как эта земля хранит не одну тайну.
Удивительное -
рядом
А пока мы проникаем в тайны матушки-природы. И проходя мимо почти безжизненного ствола березы, на котором вырос огромный гриб-трутовик, ждем комментариев от Александра Егорова:
- Сам гриб живет внутри ствола, там располагаются корни, а снаружи - плодовое тело. Этот гриб высасывает из дерева все жизненные соки, практически уничтожая его.
Грибные нити, словно щупальца спрута, проникают глубоко в древесные ткани и разрушают их. Прочность березового ствола в месте внедрения гриба нарушается, и он под напором ветра ломается, береза погибает. Только после этого, уже «в предчувствии» своей гибели гриб вступает во вторую фазу своего развития - как только опадает кора, споры свободно высыпаются из отверстий трубок и, подхваченные ветром, попадают в трещины деревьев. Цикл «разрушительного развития» гриба повторяется вновь.
И вот наконец-то мы пересекли прежде заболоченный, а ныне совершенно сухой луг (виной тому опять-таки прошлогодняя жара) и попали на широкую и светлую поляну. Словно на сказочном ковре затейливо вышиты умелой мастерицей ярко зеленого цвета трава-мурава и крупные белые цветки на высокой ножке, с которых при сильном дуновении ветра опадают легкие лепестки. Этот простой и в то же время изящный цветок называется ветреница лесная, или анемона (от греческого «anemos» - ветер). Отвар этого растения широко используется в народной медицине при нервных, кожных, простудных заболеваниях, в качестве средства от головной и зубной боли. Анемона давно введена в садовую культуру и известны ее даже махровые формы. А на данной пробной площади это растение прежде никогда не росло. Сотрудники заповедника объясняют это тем, что семена и клубни некоторых растений могут находиться в почве десятки лет до появления благоприятных условий. Сосчитав количество нежных ветрениц, на обратном пути Александр Егоров обнаружил новое растение для этого урочища - пальчатокоренник мясокрасный, который также относится к орхидным и по внешнему виду немного напоминает ятрышник.
Сохраним
природу вместе
Возвращаемся назад. Сотрудники заповедника собирают растения с корневищем.
- Это делается для периодического обновления гербария и уточнения названия растений, произрастающих в нашей местности, - объясняет Екатерина Кострова. - В нашем гербарии более 750 видов растений, а произрастает 843 их вида. Из них четыре занесены в Красную Книгу России и 45 видов - в Книгу Тамбовской области.
Сейчас нам предстоит попасть на участок, на котором растет ковыль перистый - сокращающийся в численности вид. Это растение приспособлено к жизни в степях и обладает оригинальным способом распространения семян, которые снабжены длинными перисто-опушенными остями. С его помощью довольно тяжелая зерновка летит, как на парашюте. Через некоторое время она опускается вдали от материнского растения, но не всегда сразу достигает земли, запутываясь в травостое и подстилке из прошлогодних листьев и стеблей. В вечернее время, когда выпадает роса, зерновка начинает «заякориваться» и подобно штопору ввинчивается острым концом в почву. В прошлом ковыль считался весьма характерным растением для русских степей. Но в настоящее время из-за повсеместной распашки полей оно резко сократилось в численности, поэтому нуждается в сохранении мест обитания и запрещении сбора остей, которые многие используют для декоративных целей.
До нужного места едем в машине. Порядком уставшая и уже набравшаяся впечатлений, смотрю в окно. Мелькает зелень - уже не важно какая, воспаленный мозг ничего не хочет различать. Только что это? Галлюцинация? Вроде бы промелькнул ятрышник. Нет? Сдаем назад, останавливаемся. В самом деле, на поляне, расположенной с западной стороны урочища «Березовый Куст» зацвели лиловые кукурузки. Прежде их никогда здесь не было. Высокие, полностью распустившиеся растения «захватили» приличную площадь.
Глаза загорелись, усталость как рукой сняло. Вроде как открытие сделали.
Сколько же лет в земле «спали» клубни ятрышника? Что поспособствовало их пробуждению? Размышляя над такими сюрпризами, приходишь только к одному выводу: чем меньше человеческое воздействие на природу, тем больше ее биологическое разнообразие.