Ах, как хочется на этой мажорной ноте продолжить наш рассказ. Вот только вредная дама по имени Статистика не позволяет этого сделать. По ее отнюдь не голословному утверждению вероятность развода сегодня настолько велика (в районе в первом полугодии 2011-го на 25 браков пришлось 23 развода), что, скорее всего, блеск обожания и счастья в глазах наших мимолетных героев угаснет очень быстро. И самое страшное, не факт, что когда-нибудь вспыхнет вновь…
Почему же так происходит? Почему стремительно рушатся многовековые устои семейственности, являющиеся, по сути, каркасом государственности и порядка? Почему сегодня зло проникло за двери домов и квартир, ужасая фактами насилия, жестокости, убийств, торговли собственными детьми? Может, мы больны? Тяжко больны золотой лихорадкой, которая стерла из наших мозгов и сердец формулу счастья, подленько подменив ее толстой пачкой денежных купюр?
В поисках утраченного «Трудовая слава» и сама не заметила, как подошла к калитке ивановского храма Иоанна Предтечи, за которой и произошла эта удивительная встреча. Встреча с семьей необычной хотя бы уже тем, что глава ее - протоиерей Георгий Золотов посвятил свою жизнь служению Богу.
Но, если вы подумали, что тема разговора была сугубо теософической, то ошиблись. Нам просто очень хотелось понять, как рождаются семьи, в которых царят дефицитные ныне мир и согласие. А, впрочем, для начала надо было выяснить: а есть ли они там?..
ДЕТСТВА
ТЕПЛЫЙ СВЕТ
Вряд ли кто-то возьмется спорить, что именно в нашем босоногом или обутом, дворовом или детсадовском, военном или мирном детстве во многом закладываются первые кирпичики человеческого характера, «формуются» как добродетели, так и пороки, определяется, пусть еще и весьма приблизительно, будущий курс в жизненном океане.
Юрка Золотов появился на свет в Сампуре, куда его родители, Борис Павлович и Валентина Андреевна, переехали в 1961 году - на новое место работы в недавно созданном МСО.
Были они, по сути, простыми тружениками, хотя и занимали должности не рядовые: отец - инженера, а мать - бухгалтера.
Младшенького своего супруги не столько строжали, сколько приучали к труду. Труду, который стал для родителей основополагающим еще на заре их жизни.
Борис Павлович родился в стертой ныне с лица земли деревне Крутая Вершина. Батюшку его крестьянское общество уважало и в период коллективизации «крикнуло» председателем местного колхоза.
Немного погодя тот продолжил карьеру руководителя в коллективном хозяйстве д. Дмитриевка. Только оказалась она недолгой. Июньским утром грянула Великая Отечественная, в жарком 1942-м затянувшая в свой водоворот и председателя Золотова.
Потом, как и у сотен тысяч наших солдат, был плен, концлагерь, счастливое освобождение. Дед Юрки, не щадя жизни, воевал против захватчиков в Европе. И жизнь свою там и положил, пав в одном из боев, гремевших на венгерской земле в 1944-м.
Пополнив и без того великий отряд безотцовщины, Борис Павлович полной ложкой хлебнул трудовых будней, «вкус» которых не забывал никогда.
Из трудовой многодетной семьи вышла и мать Юрки, в девичестве Пудовкина Валя. Словом, ни о каких барских замашках паренек просто и помыслить не мог. Рос, как и все ребята той поры, на сампурском дворовом приволье, летом часами пропадая на манящем берегу тихо несущей свои воды Цны.
Будущая спутница жизни Ирина Кириллова впервые огласила окрестности новорожденным криком в волгоградском поселке с красивым названием Светлый Яр. Туда мама Юлия Григорьевна, коренная верхоценка, вместе с мужем переехала в поисках лучшей доли. Но жизнь в степи не заладилась, и вскоре мать с дочкой вернулись на родину.
Лишенная мужского плеча семья осела сначала в Сампуре, а потом и в «столичной» Сатинке - в доме, в дверь которого спустя годы войдет с букетом цветов незнакомый интересный парень - свататься.
Но это будет потом. А пока наши герои, еще не ведавшие о существовании друг друга, из детства шагнули в прекрасную пору отрочества и юности…
ЮНОСТИ
ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО
В Сампурской школе младший Золотов учился прилежно, закончив ее в 1987 году с монотонными «отлично» в аттестате.
Семейный совет постановил командировать Юрия в ЛГУ - Ленинградский Государственный Университет, на юридический его факультет.
Экзамены абитуриент из Сампура сдал ровно, но по набранным баллам немного не дотянул до прямого зачисления. В деканате подсказали: «С такими показателями можно на заочный!»
Повеселев, Юрка пополнил ряды трудового класса - устроился учеником токаря, а затем токарем на кораблестроительный завод - и стал ждать вызова на первую сессию.
Кто и как «нахимичил» в ученых кабинетах, он так и не узнал. Понял только, что на заочное отделение его не приняли и, по инерции отработав полгода, вернулся в родные пенаты. Профессия, в те годы позволяющая крепко стоять на ногах, у него уже была. Хорошие токари, они ведь везде нужны.
Уже, было, устроился семнадцатилетний парень в колхоз имени Димитрова - по рабочей специальности, но судьбу его в другую сторону повернула школьная учительница. Встретив его однажды, бывшая «классная» Валентина Павловна Попова предложила: «Иди, Юрий, работать в школу».
И работал… Сначала вел группу продленного дня, затем пионервожатым. Работал, пока не принес почтальон повестку. Пришла пора Юрке Золотову отдать конституционной «долг» Родине.
…Ирина Кириллова в школе тоже училась хорошо, едва не перешагнув медальный рубеж.
Еще не сдав выпускные экзамены, она точно знала, что будет поступать в Тамбовский пединститут, на физико-математический факультет. Так и сделала, но, как и ее будущий супруг, чуть-чуть не добрала баллов.
Это поразительно, но в их юношеской судьбе было очень много общего. Порой даже кажется, что невидимая рука Господа вела их друг другу навстречу уже тогда, в определяющие жизнь годы юношеских дерзаний и терзаний.
Не став студенткой, Ирина тоже пошла работать в школу, только Сатинскую - лаборанткой у педагога Зои Васильевны Кормышовой. Затем была вторая попытка и вновь неудачная. На этот раз девушке не покорился экономический факультет Мичуринского плодоовощного института. И лишь с третьей упорная девушка стала студенткой Селезневского техникума, на первом курсе которого в ее размеренную, распланированную жизнь, войдя тихо, ворвался еще не отец Георгий, а Юрий Золотов.
ДОРОГА К ХРАМУ
Их много, и в то же время она одна. Через душу, через сердце, через разум… Кто-то приходит к Богу под старость, стоя на краю земной жизни. А кто-то «светлеет» раньше, в череде множества событий удивительным образом углядев десницу Господню. Так было и с рядовым ракетных войск Юрием Золотовым.
Поразительно, но именно в ходе двух донельзя прозаичных и физически перегруженных армейских лет состоялась его первая, осмысленная встреча с православием.
Способствовали тому как некоторые события казарменного сурового быта, так и случай, «подсунувший» солдату из Сатинки (перед службой семья Золотовых переехала в райцентр) в библиотеке части журналы «Наука и религия».
На его страницах и произошло открытие Библии. Открытие, как потом оказалось, в корне изменившее его судьбу и ставшее первым звеном в цепочке, приведшей под своды храма. Второе было еще более недвусмысленным.
Придя в отпуск, старший сержант Золотов приезжает в соседнюю Петровку, в церковь, где служил тогда пожилой священник отец Александр, неожиданно спросивший после проповеди и причастия: «Куда будешь поступать?» Услышав в ответ: «В медицинский…», батюшка ошарашил Юрия: «Ладно, поступай… А потом будешь священником!»
По его и вышло. После попытки поступления в Воронежский медицин-ский институт, ноги сами привели его в старый сельский храм. В день празднования Светлой Пасхи новый настоятель, отец Ярослав, будто подслушав годичной давности беседу, предложил: «Хочешь быть священником?»
«Наверное, это промысел Божий», - подумал в тот момент пораженный Юрий и после небольшой паузы ответит: «Да!»
Епископ Тамбовский и Мичуринский Евгений был краток, благословив Золотова: «Иди и служи!».
С БУКЕТОМ
РОЗОВЫХ ПИОНОВ
Посвящение в священники сравнимо с таинством брака. С той лишь разницей, что брачующиеся надевают на палец обручальное кольцо, а со священника его снимают, говоря тем самым, что отныне человек не принадлежит ни семье, ни себе, а лишь едино только Церкви.
А посему быть второй половиной священнослужителя может далеко не каждая женщина. И не только по нормам морально-нравственным, но и чисто физически. Потому как быт священника строг, подчиним церковным канонам с обязательными постами и молитвами. К тому же, став матушкой, женщина фактически становится и мамой церкви, принимая, помимо домашних, на себя обязанности по духовному окормлению прихожан.
Ровно 20 лет назад, в июне 1991 года, в дверь дома Кирилловых постучались. Ирина удивленно вскинула брови - она никого не ждала. От увиденного удивление только усилилось. На пороге стоял незнакомый парень с большим букетом розовых пионов: «Здравствуйте, я Юрий Золотов, хочу быть священником…» А потом без заминки: «Согласна ли ты стать моей женой?..»
- Он мне сразу понравился, - улыбается матушка Ирина, - я и сказала, обалдев от неожиданности: «Согласна, но… надо немного подумать!»
Думала она, впрочем, недолго. Уже во вторую свою встречу молодая пара подала заявление в ЗАГС, а в августе, 30 числа, с благословения владыки Евгения обвенчалась, на следующий день зарегистрировав брак в государственном порядке. Медового месяца не было. Вместо него будущий отец Георгий отправился на место службы, в Тамбов, а молодая жена - на учебу, в Селезни. Так они и жили, занятые каждый свои делом, навещая друг друга случайно и урывками. Прочность их семьи начала проверяться уже тогда.
ПОЧЕМУ ПИТИРИМ?
Если верить дотошным обывателям, отец Георгий стал 24-м по счету настоятелем ивановского храма, менявшихся до него с пугающей скоротечностью.
«Тебе здесь тоже не жить!» - злоязычили те, кто был недоволен порядками, заводимыми новым батюшкой.
Стократ прав оказался владыка Евгений, сказавший, отправляя в июле 1992 года священника в Ивановку: «Не славен пророк в отечестве своем. Будет тебе там нелегко». И ведь как в воду глядел. Становление молодого настоятеля, которого многие знали как обыкновенного парня, было трудным. Неудобного батюшку пытались выдавить из села банальными, проверенными кляузами, которые мудрый епископ не удостаивал внимания.
Тяжело было и в быту. Старенький церковный домик весь прокоптился от плохенькой печурки, на которой и заканчивались, не начавшись, для молодой четы удобства местной цивилизации.
Разрываясь один между пятью районами, отец Георгий порой сутками не бывал дома. Вся тяжесть семейного быта легла на плечи матушки Ирины, в октябре 93-го ставшей матерью.
Монашеским именем Питирим новорожденного мальчика нарек крестный отец, также священнослужитель, в честь второго епископа Тамбовской епархии Питирима, чьи мощи хранятся в Тамбовском кафедральном соборе.
Родители от такого поворота вначале оробели: как-то мальчишке будет в миру с таким не мирским именем? Но минутные колебания развеялись, а дальнейшая жизнь Питирима лишь подтвердила, что не имя красит человека, а человек… Словом, рос парнишка нормально, увлекся футболом, подружился с ивановскими сверстниками.
Почему мы как бы дистанцировали его от местных пацанов? Дело в том, что двенадцать лет Питирим прожил на территории ивановской церкви. Там и играл, катался на велосипеде и, конечно же, ходил на службы. Бывало, что и засыпал там, прикорнув на сундуке, убаюканный голосом отца.
Сегодня, вспоминая детство, золотой медалист выпуска - 2011 Питирим Золотов шутит: «Все спрашивал у родителей, когда вы меня отсюда (из церковной ограды) выпустите?»
Выпустили, но голова у впитавшего с молоком матери слово Божье парня не закружилась. По-прежнему занимался музыкой (осуществляя свою мечту, мама отвела сына в «музыкалку» когда ему не исполнилось и пяти лет), гонял с ребятами в футбол, а с 4 класса родители начали возить его к репетиторам - изучать английский язык, который в Ивановской школе не преподавали.
Школьная и внешкольная программы, по его собственному признанию, давались Питириму легко. Как в таких случаях говорят, мама над ним стояла лишь в начальных классах, а потом…
Госэкзамены Питирим сдал блестяще, набрав из 100 возможных по литературе - 96, по русскому - 92, а по не изучаемому в школе английскому - 93 балла.
В свободное от уроков и футбола время (отец Георгий, поддерживая стремление сына заниматься спортом, сам стал с ним выходить на площадку) юноша пишет музыку… Да-да, настоящую музыку, «раскладывая» и обрабатывая синтезаторные и гитарные мелодии с помощью специальной компьютерной программы.
Как все внешне легко и непринужденно. Почему же все меньше у нас таких Питиримов… скажем больше, таких семей, как семья Золотовых? Почему само это слово «семья» постепенно уходит на второй план, уступая место в лучшем случае карьере, а в худшем - сребролюбию и другим порокам?
В конце встречи мы спросили это главное, ради чего, собственно, и зашли за церковную ограду. И услышали в ответ из уст отца Георгия довольно неожиданное: «Надо любить, а не только влюбляться. Влюбленность, подобная психическому расстройству, проходит быстро, а истинная любовь рождается с годами.
Настоящая, крепкая семья зиждется не только на любви. Мы должны научиться терпеть и прощать, готовя себя к браку, как к самопожертвованию. Все мы разные, все обладаем не только достоинствами, но и недостатками… Невидимые вначале за завесой влюбленности, они проявляются через год - два, все чаще приводя к распаду молодых семей, для которых подобное открытие становится шоком».
По их собственному признанию, в семье Золотовых тоже было не все так просто и гладко, как может показаться вначале. Но им хватило мудрости и терпения… И она пришла, любовь, а не влюбленность, о которой так много написано стихов и песен. Любовь не показная и не шумная, но зато крепкая, о которой говорят «до гроба».
- В нашей семье нет диктата, - выдает на прощание «секрет» отец Георгий. - Мы все равны, мы друзья, советующиеся друг с другом и решающие жизненные задачи сообща…»
Что это, универсальный «рецепт» счастья от Золотовых или исключение из суровой действительности наших дней?
Ах, если бы можно было человечеству принять какую-нибудь пилюлю и жить счастливо! Но универсальных рецептов счастья, увы, не существует.