Матушка Сепфора, в миру Дарья Николаевна Шнякина (урождённая Сенякина), родилась в крестьянской семье, в селе Глуховка Гавриловского уезда Тамбовской губернии 19 марта 1896 года (по старому стилю). Её отец Николай Алексеевич, крестьянин-середняк, и мать Матрона Герасимовна были трудолюбивыми, честными, верующими людьми, неграмотными. Из тринадцати детей, родившихся у них, выжило только трое: Дарья и её братья Василий и Павел. Они были впоследствии убиты: первый - на войне 1914 года, второй - при раскулачивании в начале 30-х годов.
Матушка в конце своей жизни (а она прожила 101 год) вспоминала: «Жили мы хорошо с родителями, ходили в храм с иконой на вратах. В родне моего отца были монахи. В маминой родне были тоже три монахини и один монах».
Дед Дарьи, крестьянин Алексей, много ездил по святым местам. В 1903 году он привез внучке чётки. Матушка вспоминала, как учили её Иисусовой молитве жившие в Глуховке при храме Покрова Божией Матери монахини, обучали шитью и ткачеству. Они говорили, что во время работы нужно произносить молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную».
Вскоре после смерти брата Василия, а это произошло на третьем году Первой мировой войны, где он пал смертью храбрых, скончался отец Дарьи, которому было в это время всего сорок пять лет. Почувствовав приближение смерти, он зажег свечу и, сжимая её в холодеющих руках, сказал: «Подержите меня… Я сейчас умру».
Дарье исполнилось двадцать лет. Отец, пока был жив, не выдавал её замуж, так как знал, что она этого не хочет. Она желала принять иноческий постриг. Долог был этот поистине узкий и каменистый путь для Матушки Сепфоры. Господь, сотворивший обитель в её сердце, не оставлял девушку. Она любила Господа и знала, что тот есть любящий Его истинно, кто исполняет Его заповеди.
Когда после кончины отца, в 1916 году, к ней посватался молодой односельчанин Дмитрий Шнякин, человек верующий, бывший в Сарове и Дивееве, мать Дарьи благословила этот брак. Девушка безропотно подчинилась. Она вошла в большую зажиточную семью. У свекра, старосты сельского храма, было четверо сыновей и дочь, большое хозяйство. Он не позволял своим детям после женитьбы отделяться от него, поэтому в доме собралось пять снох, пять молодых женщин. Дарья стала старшей снохой, которой по чину полагалось за всем следить, всем распоряжаться, словом, быть домоправительницей. Матушка вспоминала, что ей тогда «лапти некогда было снять, не то что отдохнуть». Она справлялась со всеми делами, и все были ею довольны. И совсем не уставала. Господь давал силы, так как она постоянно помнила о Нем.
Матушка пережила в 1933 году страшное раскулачивание, сопровождавшееся убийством родных, её дом разобрали по бревнышкам. Свёкра и свекровь сослали на Соловки. До раскулачивания, в период с 1917 по 1928 годы, у Дарьи родились четыре дочери: Александра, Параскева, Лидия и Иулия. Наступила зима, жить стало негде. Дарью с детьми приняла бедная вдова Агафья, которая жила на краю села и была нелюдима. Ещё до раскулачивания муж Дарьи уехал в Болохово, что в Тульской губернии, строить шахту в надежде заработать и перевезти туда свою семью. В Болохове им не стало легче. Была та же скудность во всём. Жили долгое время в проходной комнатушке, спали вшестером на полу, соседи через них перешагивали. Мужу чаще всего доставались случайные заработки: то щиты для снегозадержания на железной дороге сколачивать, то на хлебозаводе дрова колоть, то истопником трудиться. Александра и Параскева тоже работали, где могли. Сюда, в Болохово, приехала мать Дарьи, Матрона Герасимовна, пожила два месяца и скончалась. В 1937 году семье дали отдельную комнату в коммуналке, стало хоть немного удобнее.
В 1946 году после кончины мужа Матушка с дочерьми переехала в небольшой городок в Тульской области - Киреевск и, ещё не будучи монахиней, оставила всякое попечение о земном. Дочери выросли и теперь могли позаботиться о ней, о её очень небольших нуждах.
Однажды в Киреевске Матушка уединённо молилась, и вдруг явились Ангелы, которые стали ходить вокруг неё, совершая какой-то обряд. Когда они начали одевать её в монашеские одежды, она поняла, что это - постриг. Вскоре Дарья переехала в Лавру и здесь, на исповеди, рассказала о своем чудесном пострижении в иночество. Тогда её благословили на постриг в мантию, который совершили здесь, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 20 октября 1967 года она была наречена Досифеей.
Дочери матушки не сразу об этом узнали. А в декабре 1989 года владыка Серапион, митрополит Тульский и Белевский, постриг Матушку Досифею в схиму с именем Сепфора. Матушку Сепфору беспокоило то, что ей, схимнице, как она думала, придётся умереть в миру. Долго она молилась Матери Божией, и Та явилась ей однажды ночью во сне в её маленькой келлийке в Киреевске. «Ты не умрёшь в миру, - сказала Она. - Ты умрёшь в Клыкове, в монастыре». Матушка лишь подумала недоумённо: «А где ж оно такое есть?», как Пречистая ответила: «Не надо тебе знать. Придёт время - священники сами к тебе приедут».
В августе 1995 года Матушку Сепфору посетил будущий наместник монастыря Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково игумен Михаил, в ту пору иеродьякон Феодосий, трудившийся над созданием обители. Узнав, что он из Клыкова, Матушка обрадовалась: «Вот и славно, что ты приехал, я ждала! Ты дом строишь?». Услышав утвердительный ответ, сказала: «Строй быстрее, я приеду к вам жить». К Рождеству 1996 года матушка поселилась в монастыре в селе Клыково.
Двух лет не прожила матушка Сепфора в Клыкове. Кажется, это очень недолгое время, но судя по плодам, то есть по всему, что Господь совершил здесь по её молитвам, не на краткий миг и не бесследно промелькнула она здесь. Сколько людей – иноков и мирян – светом истинной веры напиталось возле неё! Сколько их по молитвам её вышло на тесную дорогу вечного спасения и души свои повергло к ногам Господа!
Матушка Сепфора почила 13 мая 1997 года. После кончины в её келии замироточила фотография матушки, вставленная в рамку со стеклом. Первым мироточение заметил иеродиакон Никон. Он и настоятель подворья, иеромонах Михаил, поначалу думали, что под стекло попала влага, но вскоре миро выступило на стекле и так обильно покрыло фотографию, что она прилипла к стеклу. Приехавшие оптинские братия стали свидетелями этого чуда. На её могиле до сих пор происходят многие чудеса. В связи с этим планируется причислить матушку к лику святых.
Хочется от сердца сказать словами монаха Лазаря: «Ты, матушка, за чистоту сердечную и крепкую веру приявшая свет Духа Святаго, водворившаяся в сонме блаженных на небесах помяни и нас, грешных, призри на житие наше, как призирала на земле; помолись о нас, как здесь молилась, да прославим Господа Бога нашего, в чудотворцах и благодатных молитвенниках прославляемого Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Недавно нам стало известно, что на родину матушки Сепфоры, в Глуховку, из мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустынь приезжали монахи с намерением построить на месте, где стоял дом матушки, часовню в память о ней. Сегодня они ждут благословления епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия на это благое начинание. Будем надеяться, что их задумка претворится в жизнь, и имя матушки Сепфоры займет свое достойное место среди других святых подвижников земли тамбовской.