Богата Тамбовщина святыми угодниками Божиими. В лике тамбовских святых Русская Православная церковь прославляет преподобного и Богоносного Серафима Саровского всея России Чудотворца. Саров, где подвизался батюшка Серафим, находился в то время в Тамбовской губернии. В настоящее время Саров и Дидеево относятся к Нижегородской области.
Преподобный Серафим, в миру Прохор, родился 19 июля по старому и 1 августа по новому стилю 1754 года в благочестивой семье Исидора и Агафии Мошкиных.
Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце своей жизни начал постройку собора в г. Курске, но скончался до завершения работ. Прохор остался на попечении матери, которая воспитывала сына в глубокой вере и благочестии. После смерти мужа Агафия Мошкина продолжила строительство собора. Однажды она взяла на стройку с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Но Господь сохранил жизнь будущего Светильника Церкви, и мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Юный Прохор обладал прекрасной памятью и быстро выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых. Как-то Прохор тяжело заболел, но во сне он увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его.
Вскоре через двор усадьбы Мошкиных проходил Крестный ход с иконой “Знамение” Пресвятой Богородицы. Мать вынесла Прохора на руках, и он, приложившись ко святой иконе, стал быстро поправляться. Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. В 17 лет он решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг медным крестом, который он всю свою жизнь носил на груди. Для утверждения в правильности выбранного пути юноша отправился за благословением в Киево-Печерскую Лавру, чтобы помолиться у святых мощей первых русских монахов – Анатолия и Феодосия. Там он получил благословение идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными.
В 1778 году он пришёл в обитель Сарова, где настоятелем в то время был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил послушания в монастыре: выпекал хлеб и просфоры, был келейником старца, нёс обязанности пономаря и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Уже в эти годы Прохор по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Болезнь длилась около трёх лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: “Я предал себя истинному врачу душ и телес – Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери”. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: “Сей от рода нашего”, затем она коснулась жезлом бока больного, и тот час жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился.
Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, в 1786 году Прохор был пострижен настоятелем обители иеромонахом Пахомием в монашество с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его горячую любовь ко Господу, а спустя год посвящён в иеродьякона епископом Владимировским и Муромским Виктором. В течение шести лет он ежедневно совершал богослужения, проводя в храме всё время свободное от монастырских послушаний.
Второго сентября 1793 года по ходотайству старцев преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым) и некоторые время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг – пустынножительство, ушёл в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Он никогда не расставался со Святым Евангелием, прочитывая в течение недели весь Новый Завет. Около келии он раскопал огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи.
К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословения настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. Для того чтобы бороться с врагом рода человеческого, преподобный усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с возведенными руками, взывая: “Боже, милостив буди мне грешному”, а днём молился на маленьком камне у себя в келии. Так он молился 1000 дней и 1000 ночей. Дьявол, посрамленный молитвой святого, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, разбойники стали требовать у него деньги. Потом они стали избивать преподобного, обухом топора проломили ему голову, сломали несколько рёбер, но ничего не нашли. Преподобный, жестоко страдая, пролежал так всю ночь. На утро с великим трудом он добрался до обители. После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушёл в пустынную келию.
Вскоре преподобный взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекшись от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. В 1910 году он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил ещё и затвор, и никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрёл высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров – прозорливости и чудотворения.
25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие руководства и наставления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: “Радость моя, сокровище мое”. В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой своей кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях келии и приготовленного им для себя.
Первого января 1933 года преподобный Серафим в последний раз пришёл в больничную Засимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился с ними. Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах дыма, исходивший из келии преподобного: в келии святого всегда горели свечи, и он говорил: “Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром”. Когда открыли дверь, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.
Русский народ почитал старца святым задолго до открытия его мощей. 19 июля (1 августа) 1903 года его причислили к лику святых. Всенародное торжество прославления состоялось в присутствии царской семьи и многотысячной толпы народа. Сопровождалось оно неисчислимыми чудесами и исцелениями. Государь с архиереями нёс раку со святыми мощами преподобного, и весь народ среди лета пел Пасху.
Преподобный предрёк страшные бедствия, которые в будущем обрушатся на Россию, ужасные гонения на церковь, неисчислимое число мучеников за веру. Он говорил: “Настанет такое время..., когда век-то кончится, начнет антихрист кресты с церквей снимать да монастыри разорять, и все до единого разорит”. И действительно, столетие спустя в России не осталось ни одного открытого монастыря.
В 1920 году при закрытии и разорении Саровского монастыря рака преподобного Серафима была вскрыта и останки великого старца земли русской исчезли. Ровно 70 лет мощи преподобного Серафима находились в запасниках музея истории и атеизма в здании Казанского собора в Санкт-Петербурге.
11 января 1991 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга при активном участии приснопамятного архиепископа Евгения (Ждан) состоялось второе обретение мощей преподобного Серафима.
30 июля 1991 года в Серафимо-Дивеевской обители торжественно встречали крестный ход с мощами Великого угодника Божия.
Вся жизнь преподобного была исполнена слов, сказанных им самим одному из монахов обители: “Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя”.
Будем и мы, дорогие братья и сестры, обращаться к Преподобному, как дети к своим родителям, чтобы он помог нам в наших скорбях, трудных жизненных ситуациях и болезнях. А больше всего будем просить его о даровании тех добродетелей, которыми он отличался сам: об укреплении нашей слабой веры и приумножении любви к ближним. Молитвами Преподобного отца нашего Серафима, Господи Иисусе Христе, помилуй нас.
Поучение Преподобного Серафима о неосуждении ближнего
Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим, или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: ре судите, да не судими будете (Матф. 7, 1), и паки: ты кто еси судяй чуждему рабу? своему Господеви стоитъ или падаетъ; станетъ же, силенъ бо есть Богъ поставити его (Рим. 14, 4).
Гораздо лучше всегда приводить себе на память сии Апостольские слова: мняйся стояти да блюдется, да не падетъ (1 Кор. 10, 12). Ибо неизвестно, сколько времени мы можем в добродетели пребывать, как говорит пророк, опытом сие дознавший: рехъ во обилiи моемъ: не подвижуся во вeкъ. Отвратилъ же еси лице Твое, и быхъ смущенъ (Пс. 29, 7-8).
Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других.
Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. Случается же, что нам кажется, другой делает худо, а в самом деле, по благому намерению делающего, это хорошо. Притом дверь покаяния всем отверзта и неизвестно, кто прежде войдет в нее - ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою.
Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай. Если осуждаешь ближнего, учит преп. Антиох, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит, но единому Богу и Великому Судье, ведущему сердца наши и сокровенные страсти естества (Ант. 49).
Чтоб избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву.
Итак, возлюбленные, не будем наблюдать за чужими грехами и осуждать других, чтобы не услышать: сынове человeчестiи, зубы ихъ оружiя и стрелы, и языкъ ихъ мечь остръ (Пс. 56, 5).