Сельские похороны всегда сопровождаются пением старушек, старательно и самоотреченно выводящих: “Покой, Господи, душу усопшая рабы Твоея!”. Как заклятье врезаются в сердце слова: “Вечная память! Вечная память!” Хотелось бы верить и надеяться на то, что память о почившем человеке сохранится надолго. Но пути Господни неисповедимы. В жизни реальной все неоднозначно. И очень обидно, когда заслуженный и уважаемый человек уходит в мир иной незаметно.
Таким уважаемым человеком в селе Екатеринополье была учительница с сорокалетним стажем работы Анна Кузьминична Рязанцева (в замужестве Тараторкина). Ее кончина потрясла меня не столько своей сутью, сколько тем равнодушием, с каким отнеслись к этому односельчане, учителя Екатеринопольского филиала, органы образования и профсоюз. Человек, посвятивший всю свою жизнь детям, выучивший и воспитавший несколько поколений жителей села, оказался всеми забытым. Не было на похоронах представителей из района, не было и соболезнований в районной печати, траурных речей… Не было ничего. Кроме венков, что принесли ее дети - Вячеслав и Надежда. Они похоронили свою маму достойно, в соответствии с православными традициями.
Как же изменились время и люди! Последние годы жизни Анна Кузьминична тяжело болела. Выглядела она очень плохо, а как себя чувствовала знает один Господь Бог. Когда она приходила покупать хлеб или баллон с газом, то долго и терпеливо ждала своей очереди. Большой грех судить других людей, но как иначе достучаться до человеческой души и совести? Страшно становится, когда одной рукой мы фарисейски крестимся, а другой держим камень за пазухой. Гордыня - этот страшный грех витает над нами. Считая только себя во всем правыми, мы разучились каяться и прощать других. Ушли в небытие сострадание и милосердие, а взамен пришли черствость и равнодушие. Только так и можно объяснить равнодушие к жизни и смерти А.К. Рязанцевой.
Анна Кузьминична пришла работать в Екатеринопольскую школу в далеком 1955 году. Она учила детей грамоте, прививала детям любовь к русскому языку и литературе. До этого в течение семи лет работала в Леонтьевской школе. Родом она из села Балыклей, появилась на свет 17 ноября 1933 года. Прожив в степном Екатеринополье 56 лет, всегда тосковала по милым сердцу лесам, лугам и реке в родном Балыклее. Там и хотела быть погребенной после смерти.
Родители Анны Кузьминичны, как и большинство сельчан в то время, не имели материального достатка. Маленькая Аня твердо решила выучиться и стать учителем. На этом пути у нее было много трудностей и препятствий, но одновременно были упорство и большое желание достичь цели. А главное - призвание к педагогической деятельности, любовь к русской словесности, которую она пронесла через всю жизнь.
Среднее образование получила в Инжавинской школе - в Балыклее тогда была семилетка. Ежедневно все эти три года преодолевала путь через лес и реку Ворону по народному мосту. Русский язык и литература - эти предметы давались ей легко, а вот над математикой, особенно геометрией, ей приходилось попотеть немало. Потом была учеба в Тамбовском пединституте и начало трудового пути.
Мне она запомнилась сидящей за учительским столом за проверкой большой стопки ученических тетрадей. Ей выпало трудиться рядом с прекрасными педагогами: Ниной Георгиевной Москвиной, Анной Федоровной Щекочихиной, Антониной Дмитриевной Быстровой, Петром Федоровичем Кругловым. Начинала она свою трудовую деятельность в Екатеринополье под руководством удивительного человека, директора школы Анастасии Александровны Пемуровой - про таких, как она, принято говорить “Учитель от Бога”.
В 1973 году Анне Кузьминичне довелось так же стать директором Екатеринопольской школы. Оставаясь в этой должности в течение шести лет, она делала все возможное для блага данного учебного заведения. Обладая горячим, неуемным характером, всегда старалась быть в гуще событий. Свой предмет знала великолепно и требовала хороших знаний русского языка и литературы от своих учеников.
Когда на вступительных экзаменах на историко-филологический факультет ТГПИ я получил по русскому языку оценку “отлично”, а за сочинение “хорошо”, не мог с благодарностью не вспомнить свою учительницу. Нескольким поколениям учеников она дала путевку в большую жизнь. Четверо из них, получив высшее образование, пришли работать в родную школу. В их числе и ваш покорный слуга, а также В.П. Шевалдова, Е.М. Морозова, а Т.Н. Никулина продолжила дело своей учительницы, став словесником. Многие ученики стали специалистами: ветеринарными фельдшерами, инженерами, механиками, бухгалтерами и работали в колхозе “Завет Ленина”. Моя супруга - Людмила Михайловна Шевалдова, к примеру, многие годы работала в колхозе главным бухгалтером. Она считает, что ее судьбу во многом определили учителя - А.К. Рязанцева и А.Ф. Щекочихина.
Среди учеников Анны Кузьминичны есть кадровые военные, инженеры, библиотекари. Они разъехались по разным городам и весям, но самое главное - стали отличными людьми.
Я сменил в должности директора Екатеринопольской школы Анну Кузьминичну в 1979 году. Она продолжала учить ребят грамоте, любить родной язык и словесность - всему доброму и вечному. Наши взгляды на методы обучения в ту пору не всегда совпадали. Да это и понятно, мы были людьми разных поколений. Но ее вклад в развитие образования в нашей сельской школе трудно переоценить. На заслуженный отдых ушла в 1988 году, была награждена медалью “Ветеран труда”.
Анна Кузьминична оставила большой след в моей жизни как учитель и как коллега, и как опытный наставник. Однажды, разбирая директорские документы, доставшиеся мне после нее в наследство, я нашел среди них свое школьное сочинение. Анна Кузьминична оказывается хранила его как образец для других поколений учеников. В том, что моя жизнь удалась, в соответствии со своим призванием получил высшее образование и состоялся в избранной профессии, во многом обязан таким учителям, как Анна Кузьминична. Ее не стало в ушедшем 2011 году. Низкий поклон Вам, дорогой наш учитель, и вечная память!