РОЖДЕНО В 70-е ГОДЫ
Доброе начинание - включить в программу средней школы уроки автодела с тем, чтобы по ее окончании выпускники могли получить водительские права категории С, было положено в середине 70-х ушедшего столетия. В единственной тогда в райцентре средней школе, которая позже стала школой № 2, автодело начали преподавать в 1974 году. Тогда же и создавалась материально-техническая база: был приобретен грузовой автомобиль, оборудован учебный кабинет с наглядными стендами и тренажерами. Производственному обучению старшеклассников придавалось большое значение, финансирование осуществлялось через отдел образования. Как рассказывает ветеран педагогического труда, Почетный гражданин Инжавинского района А.И. Монахов, большую помощь оказывали руководители органов местной власти и лично первый секретарь райкома партии И.П. Рощупкин. Девушек обучали швейному делу, создав соответствующий кабинет и приобретя швейные машинки.
У старшеклассников появилась возможность получить в стенах школы профессию, которая потом многих и кормила. Не нужно было ехать на специальные курсы, отрываться от родного дома. Успешно сдав экзамены, получали они водительские права, став восемнадцатилетними. Кто-то - вместе с аттестатом о среднем образовании, а иные - чуть позже. Юношам водительские права пригодилась и во время прохождения службы в армии.
Категорией С в школе довольствоваться не стали и вскоре, по желанию ребят и их родителей, здесь старшеклассники начали на таких уроках также изучать устройство легковых автомобилей и обучаться вождению на них. Выпускники стали получать водительские удостоверения категорий В и С. А кто занимался дополнительно - еще и права мотоциклиста, удостоверения категории А.
Поначалу уроки автодела посещали только юноши. Но постепенно становилось все больше желающих учиться автоделу и среди девушек.
Когда открылась в поселке еще одна средняя школа, а было это в 1984 году, там так же стали преподавать автодело для юношей и швейное - для девушек. И так же была создана соответствующая материально-техническая база.
После реструктуризации образовательной сети в райцентре средняя школа осталась одна. Среди ее старшеклассников уроки автодела по-прежнему популярны. Этот предмет преподают в 10-11 классах и в каждом наряду с юношами за партами сидят девчата. И это закономерно, у населения появилось много транспорта в личном пользовании, управлять авто стало повседневной необходимостью - живем в век скоростей. А когда есть возможность научиться вождению, сдать экзамены и получить водительские удостоверения в стенах школы, да к тому же без лишних затрат - что может быть лучше? Если раньше это было признано необходимым, то теперь поощряться и создаваться для этого все необходимые условия должны тем более. Новая школа, о содержании которой все чаще идет речь на всех уровнях, как и о модернизации образования, не должна отказываться от проверенного временем опыта обучения водительской профессии. Она сегодня стала еще более необходимой.
ТРЕБОВАНИЯ СТАЛИ ЖЕСТЧЕ
Что же мы видим на сегодняшний день?
- Требования к подготовке становятся жестче, но в нашей школе пока все нормально, - рассказывает преподаватель автодела Инжавинской средней школы Владимир Николаевич Кособрюхов. Он занимается этим делом уже 35 лет, стоял, как говорится, у истоков внедрения нового предмета в учебную программу средней школы.
- Процент сдачи экзаменов в ГАИ у нас выше среднего областного показателя, - замечает Владимир Николаевич. - Если среднеобластной показатель по итогам прошедшего года - 70%, то у нас - выше. Сдача экзаменов на получение водительских прав усложняется тем, что укрупняют пункты организаций, в которых можно сдавать экзамены. Принимает у нас экзамены ГИБДД города Тамбова - пишем заявку. В минувшем году нас отнесли по сдаче экзаменов в Кирсанов. Там сдавали наши ребята. Показатель опять выше областного.
За тот период, что В.Н. Кособрюхов преподает автодело в средней школе, здесь выпустилось 2,5 тысячи ребят, получивших профессию водителя. Ежегодно - 50 - 60 человек. В прошлом году четыре группы было и все выпустились успешно.
- Особенности, - обращает внимание педагог, - таковы: у нас ребята сдают экзамены в 17 лет. При успешной сдаче в 18 лет получают права. Если 18 уже исполнилось кому-то, такое хотя и редко, но бывает, то они получают права сразу после окончания школы. В прошлом году из 60 человек 18 были восемнадцатилетние, и соответственно сразу получили водительские удостоверения.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ БАЗУ НАДО ОБНОВЛЯТЬ
- В настоящее время обучающих водительскому делу организаций по такому профилю, как у нас, в области 55, из них 54 - коммерческие, - продолжает нашу беседу Кособрюхов. - И только одна-единственная не коммерческая - это наша школа. Раньше в Тамбовской области средних общеобразовательных школ, где преподавался этот предмет, было гораздо больше - 22. Теперь остались только мы. И по России их не очень много.
- Владимир Николаевич, какие существуют проблемы и что необходимо сделать, чтобы их решить?
- Требования к подготовке выпускников, изучающих автодело и стремящихся получить водительские удостоверения, растут. Чтобы преподавать на современном уровне, необходимо обновить материально-техническую базу. Имеющиеся у нас стенды современным требованиям уже не соответствуют. Необходимы новые, электрофицированные, макет действующий, тренажеры. Все это оборудование дорогостоящее. Один стенд, к примеру, стоит 50 - 60 тысяч рублей и более. Учебный транспорт тоже нужно обновлять. Автомобиль ЗИЛ у нас с 1983 года, ему уже 28 лет. Из имеющейся в нашем арсенале техники нормам соответствует только автомобиль ВАЗ-21013.
Обновление необходимо, но все упирается в финансы. Сделать это за счет спонсирующих организаций практически не представляется возможным. И заработать такие средства для нас также нереально.
Чтобы этот вид деятельности в школе сохранился, в него надо вкладывать средства. А дело очень важное. Ученики, выпускаясь из стен школы, получают водительские удостоверения - это помощь и им - кусок хлеба могут заработать, и их родителям. Если в ДОСААФе учеба на эти категории - В и С стоит 20 тысяч рублей, то у нас родители платят только за бензин, который расходуется во время практики вождения. Было время, когда и горюче-смазочными материалам обеспечивались за счет отдела образования. Потом постепенно начали переходить на оплату бензина за счет обучающихся. Но это в пределах 5 - 6 тысяч рублей за период обучения. Сколько работаю, никогда с родителей не брали ни копейки на ремонт автомобилей. А в прошлом году пришлось обратиться за помощью. Родители отнеслись с пониманием, выделили по 250 рублей на запчасти. Это в нынешней ситуации большое подспорье. Сразу к ЗИЛу купили гидроусилитель, диск сцепления.
У нас работают прекрасные мастера, имеющие соответствующую категорию, под руководством которых ребята овладевают практикой вождения. Это Владимир Федорович Шароватов, Михаил Дмитриевич Ширяев, Владимир Егорович Елисеев.
- Предстоит вновь пройти лицензирование?
- Да, в связи с тем, что статус школы поменялся. Комиссия должна приехать. Состояние учебных кабинетов нормальное, но вот нужен кабинет первой помощи. По новому положению нужен тренажер - муляж человека, чтобы на нем ребята могли тренироваться, как оказывать первую медицинскую помощь - освобождать дыхательные пути, ранения обрабатывать, бинтовать и так далее. А он стоит 20 тысяч.
ЗАТРАТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОКУПЯТСЯ
- Подсчитывали, сколько средств потребуется на все нужды?
- Точно сейчас не скажу, но подсчитать нетрудно. У нас ведь есть еще одна проблема - надо привести в нормальное состояние площадку - автодром по фигурному вождению автомобиля. Мы используем уже не один год хоккейную коробку, что была построена рядом с бывшим школьным садом. Сейчас асфальтовое покрытие там просело, необходимо обновить, а разметку сделаем своими силами. Нас бы вполне тогда это место устроило, тут и эстакада рядом сделана.
- На чью помощь и чье понимание рассчитываете?
- Конечно, управляющих органов. В первую очередь - отдела образования. Надеемся, что и администрация района нас поддержит. Ведь кадры готовим для своего района. Выпускников нашей школы за рулем автомобиля все эти годы можно было видеть повсюду - на предприятиях, в учреждениях. Не ради себя стараемся, а для ребят наших, для района. Затраты со временем обязательно окупятся. Мы же приобретаем для школы компьютеры, интерактивные доски и другие современные средства обучения, внедряем новые технологии. Почему же не вложить средства и в развитие автодела? Разве от него меньше пользы детям?
- Остается надеяться, что будете услышаны и поняты. А мы желаем вам в свою очередь успехов в столь важном деле.