Лента новостей
Статья8 февраля 2012, 14:37

От авиамодели – к самолету!

В один из предновогодних дней я встретился с Виктором Дмитриевичем Беляновым. Мы поздравили друг друга с наступающим Новым годом, пожелали доброго здоровья и счастья в семейной жизни.

Виктор пригласил меня в мастерскую. Чуть правее от входа стоял самолет без крыльев (в полном сборе он здесь не поместится), слева - рабочий стол конструктора.
"Что ж, Виктор Дмитриевич, в мае будущего года, надеюсь, полетим?" - спросил я, может быть, даже с излишним пафосом. Он посмотрел на меня внимательно, улыбнулся:
"Как видишь, Василич, довожу "до ума" свое детище. Зима - самое подходящее время года для такой тонкой и ответственной работы. Вот на столе новый редуктор. Сегодня я закончил работу, обточил заусенцы, отшлифовал поверхность.
Капот для двигателя выклеен из стеклоткани на эпоксидном связующем.
Каким должен быть глушитель у моего самолета? После долгих и упорных исканий, я изготовил резонансный глушитель. Он повышает мощность двухтактного двигателя, уменьшает расход горючего. Значит, увеличивается и тяговое усилие винта".
Мой собеседник так увлеченно и интересно рассказывал, что я, далекий от технических премудростей человек, понял принцип работы резонансного глушителя и каким образом повысится мощность двигателя.
Вот летно-технические данные самолета, сконструированного и построенного руками Виктора Дмитриевича: длина - 4,5 м; размах крыльев - 6,3 м; колея шасси - 1,3 м; силовая установка - двигатель РМЗ-640; мощность - 34 л.с., максимальная частота вращения вала двигателя - 5500 об./мин.; крейсерская скорость пилотирования - 120 км/час; полный вес - 260 килограммов. Корпус самолета и крылья изготовлены из сосновых реек, обтянуты перкалем. Швы прошиты вощеными суровыми нитками.
Мечта сбылась - самолет построен. Осенью прошлого года к Виктору Дмитриевичу приезжала съемочная группа Воронежского телевидения. Жители нашего района смотрели передачу по телевизору о нашем талантливом односельчанине.
В адрес новоюрьевского конструктора пришли поздравления из разных мест России. Одно из них из города Гукова Ростовской области: "Восхищен Вашим самолетом! Продолжайте. Но в танкистском шлеме далеко не улетишь. Дарю авиационный. Уважаю людей, которые смогли оторваться от земли! С уважением, Сергей Литвинов".
Совсем недавно к В.Д. Белянову приезжали бывшие военные летчики. Осмотрели самолет, поинтересовались летно-техническими данными. Дали много полезных советов.
Как же начинался путь будущего конструктора, как его мечта о самолете стала явью?
Родился В.Д. Белянов в 1954 году в селе Новоюрьеве. После окончания средней школы поступил в Воронежский сельскохозяйственный институт. Защитил диплом инженера-механика. Несколько лет работал по специальности в Воронежской области, затем с семьей приехал в родное село и обосновался в нем. Преподавал в школе черчение и технический труд, вел машиноведение. С его приходом многое изменилось в преподавании этих дисциплин. Ведь раньше специалистов, имеющих соответствующее образование, не было, и часы, запланированные на труд и черчение, часто раздавались учителям в нагрузку.
Администрация школы и сам Виктор Дмитриевич вложили много сил и средств на оборудование кабинета технического труда. Новый преподаватель научил детей работать на токарных станках, привил навыки с плотницкими, столярными и слесарными инструментами. Oрганизовал технический кружок.
Учитель вместе с детьми изготовил более 20 авиамоделей. Испытания проходили на просторном лугу у речки. Как волновались дети: полетит? не полетит? И вот модель полетела, плавно спланировала и приземлилась. Бывало, они и падали, но неудачи не останавливали коллективное творчество.
Более того, мечта о создании самолета, не только не уходила, она все более крепла. "Летали же в войну деревянные У-2 и По-2", - думал В.Д. Белянов.
Он выписывает специальные журналы, ищет книги по аэродинамике. В одном из журналов нашел описание самолета из дерева с обтяжкой из полотна. Вышел в Интернет и там нашел людей, которые поддержали его.
В этих долгих исканиях Виктора Дмитриевича поддерживал Александр Андреевич Зыков - руководитель Ассоциации сверхлегких летательных аппаратов по Тамбовской области.
Вот так созрело твердое решение: самолет будет построен.
Ребята из технического кружка поддержали учителя и на первых порах стали его незаменимыми помощниками. Наставник нарисовал им будущий самолет, рассказал о своих планах, познакомил ребят с авиационными терминами.
Шли годы, мечта обретала конкретную плоть летательного аппарата: каркас крыла и фюзеляжа, изящные деревянные детали. Каким же надо быть искусным мастером, чтобы изготовить такое!
Беседа подошла к концу. Я поблагодарил хозяина за радушный прием, но не удержался и спросил:"Виктор Дмитриевич, а сколько лет ушло на создание этого красавца?". "Во-первых, не лет, а зим, как я уже говорил. А так затрачено около трех тысяч человекочасов. Но это не главное. Главное - самолет построен и обкатан. Надеюсь, что весной он полетит!".
После встречи с этим умным и талантливым мастером я задумался: как же мать-природа смогла соединить в одном человеке столько замечательных качеств? Эрудит, талантливый инженер-конструктор, кузнец, чеканщик, токарь, столяр, заботливый муж, отец, дедушка и, наконец, хороший и надежный товарищ!
Жаль, что у самолета нет пассажирской кабины, я бы без всякой опаски поднялся в воздух вместе с Виктором Дмитриевичем!
Автор:А. Толстых