Лента новостей
Статья9 февраля 2012, 09:48

Обратный процесс Получившая образование в столице молодежь возвращается в село?

Недавно гостями нашей редакции были управляющие предприятия «Экопродукт» Павел Калашников и Игорь Джикия. Интересные молодые люди, которые, получив образование в Москве, решили вернуться на «круги своя» - открыть свое дело в сосновском селе Дегтянке. Предлагаем вашему вниманию интервью с ними. Впрочем, говорит в основном Павел, Игорь, чувствуется, по натуре молчун. Но, как известно, один из афоризмов фильма «Семнадцать мгновений весны» гласит: «Люблю молчунов. И если друг - молчун, то это друг, если враг, то это враг. Уважаю их».

И первый мой вопрос: «Откуда вы в нашей сельской местности такие молодые, предприимчивые, обаятельные?»
- Да, мы, можно сказать, здешние. Я, например, окончил Дегтянскую среднюю школу, хотя до этого учился в физико-математической спецшколе города Алма-Аты. Игорь тоже из бывшей столицы Казахстана. После распада СССР наши родители выбрали местом жительства село Дегтянка. Семья Игоря приехала в 1993-ем, моя на год позже. Но за высшим образованием мы поехали в Москву. Я окончил московский энергетический институт, финансовую академию председателя Правительства, академию управляющей службы. Все дипломы с отличием.

- И сколько же вам, Павел, лет?
- 28.

- Когда ж вы это все успели?
- Совмещал учебу в разных вузах. И при этом «балду не бил», знания своим умом добывал, корпел над учебниками. А еще занимался исследовательской работой, участвовал в международных конференциях, общался с близкими по духу людьми.

- А Игорь?
- А у Игоря хорошее высшее сельскохозяйственное образование. И он не только мой партнер по бизнесу, но и тот самый человек, близкий по духу - единомышленник.

- И вот вы такие, блестяще образованные, не поехали покорять Америку, Европу, не остались в Москве, а вернулись в нашу родимую глушь. Почему? Ведь инициативные, талантливые люди из провинции испокон веков рвались в Москву, начиная с чеховских «Трех сестер». «В Москву, в Москву, в Москву» - был эдакий в произведении классика рэфрен. Так до сих пор в Москву и рвемся, кто за чем?

- Вот именно кто за чем? Если за образованием, то Москва, конечно, хороша. Это факт. Годится она и для зарабатывания денег. Но тупо набить карманы - это нам не интересно. Однако для самореализации мегаполисы уже не подходят, что-то хорошее для души сделать там проблематично.

- Все «места под солнцем « заняты?
- И это то же, но мне не нравится толпа, суета сует больших городов. Больше тянет к деревенским просторам, хочется сделать хоть что-нибудь полезное для села, которое с юности стало родным и близким, где живут родители. Так и появилось наше предприятие «Экопродукт».

- Признаться, только прошлым летом впервые о нем услышала.
- А мы на дегтянской земле работаем с 2007-го, тогда и определили своим основным родом деятельности растениеводство. Прикупили землю у пайщиков, на которой много лет ни пахали, ни сеяли. Начали обрабатывать эти залежи, восстанавливать культуру земледелия. Создали предприятие с трудовыми местами. Чтоб обеспечить людей работой круглый год, открыли еще и пилораму.

- И сколько в вашем «Экопродукте» занято человек?
- Пока тридцать. Но для села это тоже рабочие места. Причем мы действовали в этом плане известным методом проб и ошибок. И сегодня, у нас, остались самые надежные, которые не подведут.

- А почему такое название «Экопродукт»? Какой экологический продукт производите?
- Сеем пшеницу, только стараемся обходиться без селитры и азотных удобрений, без химии.

- Благодаря органике?
- В основном благодаря сидеритам. По весне сеяли, например, клевер, потом запахивали и засевали поле озимой пшеницей. Урожайность получилась отменная. Сидеритами могут быть и рожь, и овес. Таким образом, и обогащаем почву, и лечим ее, избавляя от вредителей.

- А кто ж у вас научный консультант в этом деле?
- У нас в штате Виктор Дмитриевич агроном-кандидат сельскохозяйственных наук, бывший преподаватель Мичуринского университета, ТГТУ, уроженец Дегтянки, который выйдя на пенсию, решил посвятить себя практической работе на родной земле.
- Но ходят слухи, что вы занимаетесь и разведением лекарственных растений, в частности, расторопши.
- Да, пытаемся, начинаем. Эта ниша в нашем регионе пока не занята, это самое молодое направление - выращивание лекарственных трав. Мы, можно сказать, первопроходцы. У нас амбициозные планы - создать научно-исследовательскую базу в этом направлении. Ведь сегодня весь мир переходит на медицинские препараты без химии.

- И у нас это хорошо раскрученная фирма «Эвалар».
- Мы сотрудничаем и с «Эваларом», но более с компанией «Народная медицина» питерской фирмы «Вилар», с ее сотрудником кандидатом наук Людмилой Фоминой.
Закупили элитные семена в Польше расторопши (желчегонное, помогающее при болезнях печени), зверобоя.

- Но зверобоя - летом, только выйди за сельскую околицу, можно нарвать сколько угодно и сделать лекарственный отвар от хворобы.
- Вот на зверобой мы и делаем ставку, а, к примеру, не на ромашку. Зверобой на югах не растет. Только в наших широтах. А ромашка, она и в Краснодарском крае ромашка, только более насыщенная под южным солнцем биологически активными веществами. А вот наш зверобой, в дикорастущем виде - «мертвому припарка». А мы, благодаря культуре земледелия, хотим выявить уникальные природные качества этого растения. Но эта работа не одного дня. Отдача будет лет через пять. Пока период изучения, проверки. Надеемся, у нас получится.

- Сейчас зима, морозы. Для вашего дела мертвый сезон?
- У нас таких сезонов не бывает. Считаю, что все эти выходные и длинные новогодние каникулы для бездельников. Да, зима, но это прекрасное время, чтоб проанализировать, что сделали, увидеть перспективы. Выезжаем на выставки в мегаполисы. Общаемся с научным миром. Находим новых единомышленников. Подсматриваем для себя новую технику.

- Американские «Джон-Диры» и «Топ Давны»?
- Нет, мы патриоты, любим все свое, отечественное, или, например, белорусские трактора МТЗ уважаем - это класс! А сегодня нас особенно интересует новое тамбовское производство сельскохозяйственной техники.

- Но, если вы такие патриоты, особенно второй малой родины, какая польза от вас для Дегтянки, района?
- Это вы о социальной ответственности бизнеса? Мы эту ответственность хорошо понимаем. И потому, когда узнали, что есть в районе школа-интернат, поехали однажды туда, спросили, чем помочь. Нам такой длинный список вынесли, и в основном по поводу спортинвентаря для детей. Мы тогда этот заказ выполнили.
Я считаю людям малого бизнеса надо быть благотворителями. Но не по принуждению, а от души, от сердца. И если от сердца хоть один процент от каждого предприятия, хоть раз в год для района, для села, где стоит твой бизнес, для людей, которые там живут, то это будет, конечно, но хоть кое-что.

- А вы как еще свою социальную ответственность в практическую деятельность претворяете?
- Когда есть возможность, то делаем от души. Постоянно оказываем помощь Дегтянскому сельсовету, который ограничен в средствах по благоустройству села. Очищаем дороги от снега, помогаем содержать сельское кладбище. Когда жители обращаются за помощью: «отвезти- привезти», сделать мелкий ремонт, идем навстречу. С сельской администрацией постоянно держим связь, разработали совместную программу - бесплатное обеспечение топливом самых нуждающихся - обрезками от нашей пилорамы, кто-то использует их для изгороди.

- Вот вы все о работе, работе, работе… Неужели никакой личной жизни?
- Но почему, работа и есть наша личная жизнь. Конечно, мы с Игорем семьями пока не обремененные. Но это только пока. Вот станем на ноги, сделаем, что задумали…
Но мы и сейчас не только трудоголики. Есть еще много увлечений кроме дела. Я, например, люблю охоту, а Игорь - рыбалку, и можем позволить себе махнуть летом порыбачить на Волгу. А еще люблю коллекционировать монеты, особенно царские, советские. У меня уже солидная коллекция.

- Калашников - громкая в России фамилия. Я уж не буду говорить об автомате Калашникова. Но еще раньше Лермонтов ее воспел в своей «Песне о купце Калашникове».
- В нашей семье считается, что наши предки именно от этого героя Михаила Юрьевича Лермонтова.

- Который, защищая честь жены, выступил против царского опричника?
- Конечно, документальных доказательств нет, но бабушка рассказывала, что наши корни именно от этого самого купеческого рода Калашниковых. После отмены крепостного права и присоединения к России обширных земель Кайсан-Киргизской степи моему предку пожертвовали там земли, далее было раскулачивание, детский дом - следы теряются…

- Спасибо за беседу, и очень хочется верить, что у вас все получится.

Автор:Вера Попова