Слово «фамилия» – familia, пришло к нам из латинского языка. В переводе оно значит – «семья, род». Современное значение этого слова – «родовое наименование, приобретаемое при рождении, усыновлении, в браке и переходящее по наследству». Правда, изучая историю возникновения фамилий, было бы вернее говорить не «родовое наименование», а «родовое прозвище». И действительно, так точнее передаётся суть фамилий, берущих начало от обычных прозвищ наших далёких предков – основателей родов, к которым мы принадлежим. По данным учёных – ономастов, сегодня у нас в стране живёт около двух миллионов русских фамилий.
Наши предки, лет триста и более тому, имели по два имени: к имени, полученному при крещении, добавлялось второе, называемое «мирским» или нецерковным. Вместо мирских имен люди часто носили личные прозвища. Свои прозвища наши пращуры получали за некую отличительную черту, подмеченную кем-то, например, рост – Коротков, Долгов, походку – Волокушин, Скакунов, цвет волос – Беляев, Сизов, Чернов, голос - Горлов, очерёдность рождения – Первухин, Один,Третьяков, Шестаков, место, откуда приехал – Казанин, Коростелёв, Липецкий, национальную принадлежность –Литвинов, Румынин, Мордовин, Мещеряков, Немцов (фамилия имеет очень древние корни, но относится не только к немцам – на Руси в 12-17 веках немцами называли всех иностранцев), профессию – Коновальцев, Дьяконов, Кузнецов, Дудоладов, Мельников... Иногда эти прозвища подчёркивали физические недостатки человека (таких было особенно много) – Горбунов, Кривошеин, Беспалов, Беззубцев, Кривенцев, Гололобов. А вообще-то, дать стопроцентно верное толкование той или иной фамилии, проследить её происхождение невозможно. Мы, к сожалению, не знаем, что лет эдак триста тому назад значило то или иное слово, выражение. И всё же историю появления и значений фамилий мы можем проследить.
Если к наделению фамилиями высших сословий подход был бережный, учитывались все нюансы родовых имён, связей, то с людьми простыми было иначе. Как известно из работ многих историков, фамилии, зачастую, давались всем одинаковые. Так, целые деревни, станицы, сёла поголовно становились Ивановыми, Петровыми, Сидоровыми. Приехавший в глубинку чиновник брал у старосты списки жителей и тут же всем присваивал одну фамилию. В основном это образованные от крестильных церковных имён – Макаров, Сергеев, Максимов, Осипов. Или по названию данного населённого пункта – жители какой-нибудь деревни Грязнухи становились по его воле поголовно Грязнухиными. Было и так: мужик, какой-нибудь Гришка Конь, приходил к чиновнику. Казалось бы, всё понятно, должен был стать тот мужик Коневым. А чиновник назначал ему фамилию по имени его отца:
- Как отца звать?
- Захаром тятьку кличут, ваша милость.
- Значит, быть тебе отныне Захаровым. Так и пишу – Гришка, сын Захара, Захаров.
- Благодарствую, ваша милость. Только нас от веку Конями окрест зовут. Может, дедовское прозвание дадите нам?
- Молчать! Ты, что, сиволапый, никак учить меня вздумал?!
Вот такие диалоги вполне могли происходить во время проведения переписи в России в середине 19-го века. Другими словами, индивидуальный подход при наделении простых людей фамилиями использовался не всегда. Но было бы неправильным считать, что присваиваемые массово фамилии, берущие начало от канонических, крестильных имён (Андреев, Фролов, Гаврилов…), появились у наших предков только по воле ленивых чиновников-переписчиков. В первую очередь они свидетельствуют о глубокой православной вере русских людей. Так, например, имя Иван (Иоанн), переводимое как «благодать Божия», было самым распространённым на Руси. Отсюда и одна из самых распространённых на Руси фамилий – Иванов, а так же и немало являющихся производными от имени Иван – Ванин, Ванюшин, Иванников, Иванков, Иванушкин…
Мне удалось за шесть лет собрать около 2000 фамилий тех, кто проживал и проживает на территории нашего Мучкапского района. Конечно, коренными из них можно назвать лишь малую часть, может быть только четверть. Вообще, трудно найти все фамилии, когда-либо существовавшие здесь. Ещё труднее из найденных выделить старейшие, коренные.
Когда-то, несколько сотен лет назад, в Диком поле – так назывались степные территории за юго-восточной границей русских княжеств – на берегах реки Вороны и речки Мучкап поселились русские православные люди. Почему они пришли сюда? По-видимому, тому было много причин. Историки во все времена выдвигали множество версий, каждая из которых в той или иной степени имела право на существование. Маловероятно, что прозвища тех первопоселенцев дожили до наших дней и дали начало тем фамилиям, которые мы сегодня называем коренными. Уж больно неспокойной была пограничная жизнь. Волны кочевников постоянно накатывались на русские границы, оставляя после себя выжженную землю и кучи трупов, а часть населения угонялась в рабство. Скорее, поселенцы более поздних времён дали начало ныне живущим мучкапским семьям.
Некоторые считают, что люди на территории Мучкапа, да и района вообще, появились недавно, где-то в начале 18 века. Но так ли это? В 1710 году император Петр Первый, подло, силой отняв у донских казаков земли, послал сюда чиновников для составления ревизских сказок – описания населённых пунктов и переписи самого населения. То есть, здесь были и населённые пункты, и население. И были они к тому времени не год, и не десять, а гораздо больше – сотни лет. О том же говорят и грамоты митрополитов Петра и Алексея 13 – 14 веков.
Так что мы вправе сделать и делаем вывод, что до начала 18-го века люди здесь жили. С присоединением казачьих земель к Российской империи в 1709 году, сюда хлынула первая волна поселенцев. Это были однодворцы, мелкие помещики, крепостные… Вторая волна прилила при Екатерине Первой. Тогда менялись владельцы крупных поместий. Уходили Меньшиковы, Шорниковы, Репнины и другие «птенцы гнезда Петрова». Им на смену приходили Гагарины, Орловы и другие.
Всегда интересно знать, что же значит та или иная фамилия. Вот и попробуем «расшифровать» эти 34 мучкапские, отобранные, как коренные. Итак, все они отвечают, как и большинство русских фамилий, на вопрос – чей? Среди них мы видим семь, ведущих начало от канонических православных имён: Ансимов – от канонических мужских личных имен Ансим, Анисим (от греч. - полезный); Ефремов – от канонического мужского личного имени Ефрем (с др. еврейск. - плодотворный); Кузин – от канонического мужского личного имени Кузьма (от греч. – Косма - украшение); Капишников – от канонического мужского личного имени Капитон (от латин. – большая голова); Макеев – от канонического мужского личного имени Мокей (с греч. - насмешник); Мишин – от канонического мужского личного имени Михаил (одного из самых популярных имён на Руси). Фамилия Михайлов и её производные, в том числе и Мишин (уменьшительно-ласкательное от Михаила – Миша, Мишаня, Мишутка – от них фамилии Мишин, Мишанин, Мишуткин), уступает в распространении только Иванову, Васильеву, Петрову и Смирнову. Чурилов – от древнерусского имени Чурила. Возможно, это одна из форм канонического мужского имени Кирилл.
Шесть фамилий указывают на физические особенности далёкого предка: Беззубцев – это прозвище – Беззуб – настолько понятно, что в и комментариях-то не нуждается; Кривенцев – старинное прозвище Кривенец обычно получал одноглазый человек;Королёв – от прозвища Король – красивый, видный человек; Пальцев – прозвище Палец получал человек, имеющий явный дефект рук; Репин – очень распространённое прозвище Репа обычно получал человек с большой головой. Сибилёв – в старину в наших краях сибиль – это мелкая рыбёшка, малёк. Отсюда прозвище шустрого, юркого или малорослого человека.
Восемь фамилий очень сжато рассказывают о личностных качествах своих основателей: Глотов – по мнению многих историков, прозвище Глот давалось человеку жадному, обжоре, завистливому, вору, властному, жестокому. Родственно выражению «живоглот»; Горностаев – из шкурок горностая шилась императорская мантия. Возможно, прозвище Горностай давалось человеку важному, спесивому, гордому; Жеребцов – это прозвище – Жеребец – было весьма распространено на Руси. Давали его за разное: за большую физическую силу, за громкий хохот, за любовь к слабому полу; Жалнин – прозвище от названия чёрного дятла желны. В данном случае буква «е» трансформировалась в южнорусскую «а». Это прозвище получали упрямые, назойливые, нудные люди.
Крюков – прозвище Крюк давалось людям жадным, вороватым, хапугам. Правда, некоторые историки считают, что оно происходит от древнерусского слова «крук» - ворон – и «прилипало» к носастым людям, имеющим хриплый, «каркающий» голос, а так же к колдунам, чернокнижникам. Кто знает, может и так; Неудахин – эта фамилия происходит или от прозвища-оберега Неудаха (подобными ему были – Некрас, Невзор, Нехороша), или от такого же прозвища, которое давалось человеку незадачливому, неумелому… Черняев – данная фамилия происходит от древних русских имени и прозвища Черняй. Давалось это прозвище за многое – и за чёрные волосы и глаза, и за чёрную (мстительную, завистливую) душу... Хмыров – от западнославянского слова хмара – облако, туча, туман, мгла. Отсюда прозвище Хмыр – угрюмый, мрачный человек.
Семь фамилий рассказывают о профессиях наших предков: Коновальцев – от коновала – местного умельца лечить животных; Корытин - этим прозвищем – Корыто – «награждали» местного умельца изготавливать корыта, лохани, ушаты; Полтинин – прозвище Полтина «прилипало» обычно к торговцам, купцам; Трубников – в старину трубником называли музыканта, играющего на трубе, а позже – работника при пожарной трубе; Токарев – прозвище, идущее от профессии токарь, в пояснениях не нуждается;
Кащеев – кащеями или кощеями в древности называли мальчиков, прислуживающих при княжеских дворах, а позже – в кабаках, трактирах; Шигорев – от рязанского Шигарь – сторож. И ещё шесть разных фамилий:Коростелёв – коростелями мучкапцы всегда называли жителей села Коростелёво. Это прозвище поселившихся в Мучкапе выходцев из Коростелёво в 19 веке стало фамилией; Любавин – от старинного женского имени Любава, хотя такое толкование весьма спорно. Правда, судя по женскому окончанию –ин… Но может фамилия происходит не от имени, а от ироничного, любовного, ласкового выражения «любава моя…», как, например, фамилия Любушкин от выражения «любушка»? Может такое быть? Москов – житель Москвы. Из ряда таких фамилий, как Московин, Москвитин и другие; Набережнев – первое, что приходит на ум, фамилия происходит от слова «берег», что-то вроде – человек, живущий на берегу. Но всё же, более верным будет считать происхождение от слов «беречь, бережный»; Попов – от старинного прозвища Поп. Фамилия может обозначать не только сына священника, но и его работника; Чурсин - фамилия связана с древнерусским именем Чур или Чура, которым восточные славяне называли детей, вероятно, в честь Чура - славянского языческого божества домашнего очага.
О фамилиях можно рассказывать бесконечно. Но не это моя задача. А вот разбудить в читателях желание узнать побольше об истории своих семей, о своих предках – я бы хотел. Сегодня немало нужной литературы, есть Интернет… Ищите и обрящете, дорогие читатели.
А. ЖАЛНИН,
член Союза журналистов России.