Куда бы ни забросила человека судьба, в его душе всегда остаётся уголок, где теплится, не умирает любовь к тому единственному месту на земле, где он родился, где жили его предки. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Воспитывать и поддерживать искры любви к родному краю – главная цель краеведческой работы в школьной библиотеке.
Сюда приводит ребят интерес к знаниям и желание познать свою малую родину. Чтобы это желание не угасло, мы проявляем изобретательность и выдумку, стремимся увлечь интересным делом – краеведением.
Началось всё со стенда в кабинете истории. Поиском и сбором материалов занимались учителя и учащиеся, а также местные жители. Одну комнату в библиотеке отвели под школьный музей. Полученные факты и сведения систематизировали. На данном этапе работы музея имеются 4 раздела: «Угол крестьянской избы», «Герои Советского Союза – наши земляки», «Пичаевские рукодельницы», «Преданья старины глубокой». Здесь находятся предметы народного быта: старинная посуда, разнообразная утварь (утюги, самовар, кувшины, лампы).
В этом году наш музей пополнился удивительными находками: каменным долотом (со слов областного археолога, долото относится к каменному веку), штыком времён Первой мировой войны, костью мамонта и дневником ветерана Великой Отечественной войны Кулебанова И.М., который вёл его с 1942 по 1956-й год. И вообще у нас много вещей, которым позавидовал бы музей областного уровня.
Сфера краеведческой деятельности не замыкается стенами библиотеки. Я работаю в тесном контакте с администрацией школы, классными руководителями, вожатой и сельской библиотекой.
Школьники с удовольствием посещают мероприятия, которые проводятся совместно с преподавателями в музее школы. Во время одного из них – беседы о здоровой пище, дети не только узнали о приготовлении еды в русской печи, но и покушали каши из чугунка, затем отведали пышных румяных блинов.
Воспитание краеведением подразумевает не только распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия.
Подлинное краеведение воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного края в регионе, в России в целом.