Лента новостей
Статья6 марта 2012, 09:20

Первачки учатся по новым стандартам

Они такие же шумные на переменках и по-детски непосредственные в общении, как и все в их возрасте. Только, пожалуй, нынешние первоклассники не представляют, как это раньше на уроках обходились без электронной интерактивной доски и писали на обычной деревянной кусочком мела. Ведь с интерактивной так удобно и просто! Можно быстро что-то написать или нарисовать даже без специальной для этого ручки - пальчиком, легко убрать ненужное и добавить необходимое. Знают все ее возможности, быстро запоминают условные обозначения выполнения различных на ней операций и даже могут подсказать учителю, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы активизировалось нужное “окно”. Современные дети осваивают новшества куда быстрее нас, взрослых. Их острый глаз и пытливый ум, цепкая память быстро схватывают все на лету, особенно то, что вызывает интерес.
Учитель начальных классов Инжавинской средней школы Ангелина Валентиновна Абросимова рассказывает:
- У меня был открытый урок математики - проводился семинар, присутствовали учителя математики района. Конечно, очень переживала за результат, как-никак, а это первый класс, неизвестно как детки будут в присутствии гостей работать, опасалась, что не справятся. Но они до такой степени молодцы оказались - работали буквально все: и слабые, и средние, и сильные. Я была просто удивлена этим.
Мы беседовали с Ангелиной Валентиновной в конце первого полугодия - заглянула в ее 1 “б” класс, чтобы познакомиться, как на практике идет обучение по новым образовательным стандартам, которые введены в этом учебном году в начальной школе.
В классе созданы все условия для занятий - удобные ученические парты, необходимая наглядность, разумеется - интерактивная доска, позволяющая учителю экономить время и использовать современные технологии в обучении. Дети на этой электронной доске уже прекрасно печатают буквы, на клавиатуре работают. Есть еще и магнитная доска - ею учитель пользуется уже не один год. Электроникой оборудовано и рабочее место учителя. Потребовалось провести физкультминутку, Ангелина Валентиновна открыла нужную “страничку” в своем ноутбуке, зазвучала музыка и ребятишки с задором стали выполнять упражнения.
Такую музыкальную зарядочку она провела с детьми, например, перед уроком чтения.
- Я сначала боялась, что дети будут отвлекаться, не смогут потом быстро настроиться на урок, но нет - они очень быстро “собираются” и начинают работать, - рассказывала она.
В учебной программе теперь целых три урока физкультуры - у первоклассников занятия ведет опытный педагог Инна Алексеевна Бедарева. Кроме того, ежедневно учитель начальных классов проводит с ними подвижную зарядку, в конце урока разминки устраиваются, чтобы дети не уставали, сидя за партой.
- Есть у нас и простые физкультминутки - при этом мы проговариваем их как стихи. Кто-то из ребятишек выходит и показывает движения, все выполняют, - поясняет Ангелина Валентиновна.
Главное - это идет на пользу детям. А что же учебные программы по другим предметам? Какие изменения?
Здесь применяются новые технологии в обучении. Перед учителем стоит задача не просто научить ребят читать, писать, считать - дать им традиционные знания, умения и навыки. К концу начального обучения ребенок должен овладеть реальными видами деятельности. На это все и нацелено.
- Дети сегодня больше приучаются к самостоятельности, - поясняет Ангелина Валентиновна. - На каждом уроке не я ставлю перед ними цель, а подвожу к тому, что ребята сами определяют ее. Например, при изучении какой-то буквы, привожу примеры, показываю картинки. Они называют словами, что изображено. А я, к примеру, задаю им такой вопрос: “Ребята, какой звук вы слышите в начале этого слова?” Они отвечают. Спрашиваю: “А как вы думаете, над чем будем с вами сегодня работать, что изучать?” Они отвечают: “Будем изучать букву, которая обозначает этот звук”. Вот это мне нравится, что дети мыслят и сами ставят перед собой цель, которую мы должны достичь на уроке. Точно так же на уроках математики.
Конечно, многое зависит от того, какие дети, замечает она.
- Дети есть сильные, средние, и слабые. Учитель должен работать, рассчитывая и на слабого, и на среднего, и на сильного ученика. Дети знают, что есть при выполнении задания по математике вариантная часть - та, которую мы должны сделать со всеми учениками. А есть еще вариативная часть - для более логически мыслящих детей. Я на собрании родителям сказала: если вы желаете помочь детям развить логическое мышление, попробуйте это сделать в игровой форме. Чем мне программа нравится? Если раньше мы при решении задачи начинали искать наглядности, задачи близкие по смыслу, то здесь в учебнике есть буквально все, что помогает достичь цели.
- Предшкольную подготовку прошли все ваши нынешние ученики?
- К сожалению, нет. У меня, наверное, только человек шесть из этого класса посещали детский садик. Когда по субботам была подготовка, то на занятия родители приводили далеко не всех моих нынешних учеников. Теперь это сказывается. Когда ребенок не знает, о чем мы говорим, ему непросто, адаптироваться в этой среде. Во время подготовки мы проходили буквально все в игровой форме: счет от одного до десяти и обратно, давали характеристику каждой букве, занимались другими развивающими занятиями. Читать я их не заставляла специально, а просто спрашивала: “Дети, кто умеет читать, почитайте, покажите, расскажите по картинкам”. Когда ребенок уже занимался в коллективе, он, придя в школу, чувствует себя намного увереннее и на уроке часто поднимает руку, хочет отвечать. А вот тот, который не подготовлен, с ним очень тяжело. У меня в классе есть два ученика очень слабеньких, с которыми я дополнительно занимаюсь почти ежедневно.
Это наблюдение педагога и пожелание, чтобы все дети приходили обязательно на занятия предшкольной подготовки, неплохо бы учесть родителям будущих первоклассников.
Ангелина Валентиновна - учитель первой категории, у нее большой опыт работы в начальной школе, она любит детей, свою профессию и отдает любимому делу все силы. Новые образовательные стандарты в начальной школе ставят перед учителем задачу формирования у детей универсальных учебных действий - общие способы деятельности, обеспечивающие результативность образования. Младшие школьники за период обучения должны научиться ориентироваться в современных информационных и коммуникативных технологиях, их применять. С этой целью закуплены ноутбуки, освоение всего нового у ребят впереди. И судя по тому, как большинство из них на лету освоили все операции пользования интерактивной доской, все у них получится. Тем более, если рядом с ними такие наставники, как Ангелина Валентиновна Абросимова.

Автор:Любовь Пьянова