Лента новостей
Статья16 марта 2012, 11:24

Полет в бессмертие

Полет в бессмертие
Есть в Рассказове одна улочка - тихая, уютная… В ее названии увековечена память об участнике Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., отдавшем жизнь за будущие поколения. Имя этого героя - Григорий Скоробогатый. Он был членом экипажа Н. Гастелло, легендарный подвиг которого воспет в песнях, литературных произведениях, документальных и художественных фильмах.

Фабрика

Григорий Николаевич Скоробогатый родился в селе Хотеевка Черниговской губернии 5 (18) января 1917 года в крестьянской семье. В 1934 году, окончив сельскую школу, поступил в текстильный техникум города Клинцы Орловской (ныне Брянской) области, выбрав специальность "техник-технолог по ткачеству". Здесь проявился его интерес к общественной работе: вступил в ряды ВЛКСМ, был избран членом комитета комсомола, назначен редактором стенной газеты. По окончании учебного заведения в 1938 году, распределен в Тамбовскую область - на Арженскую суконную фабрику в городе Рассказове.
На предприятии Скоробогатова зачислили запасным помощником мастера в ткацкий цех, через некоторое время - перевели инструктором по ткачеству. Вот что вспоминает о нем Е. Бурнаева, заведовавшая в то время библиотекой фабричного клуба: "Едва Григорий успел осмотреться на фабрике, как сразу же пришел в библиотеку. Большой был книголюб. Жизнерадостный, шутник и в то же время вдумчивый и серьезный - это как-то удивительно соединялось в нем. Очень много помогал новичкам, хотя сам только начал работать. Подсядет, бывало, в библиотеке к новенькой ткачихе, что-то объясняет, не глядя в учебники".

Мечта

Но была у Григория одна давняя мечта, ради которой не жалко оставить свою фабрику, станки, интересную профессию - мечта подняться в небо, стать летчиком. "Выбыл в военное училище" - такова последняя запись в его личной карточке на рассказовской фабрике.
В том же 1938 году Скоробогатов поступил в Харьковское военно-авиационное училище, закончив которое в звании лейтенанта, проходил службу в Воронеже. С января 1941 года он - лётчик-наблюдатель 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии.
О том, как Григорий Скоробогатый оказался в эскадрилье капитана Гастелло, подробно рассказывается в письме Ивана Власова, летавшего в том же авиазвене: "С Григорием Николаевичем Скоробогатым я познакомился, когда он был прислан в наш полк из авиационного училища, - пишет Власов. - Он сразу завоевал любовь и уважение. Григорий поистине обладал редким качеством быстро сходиться с людьми. Простой, открытый, как говорят, душа-человек, он в любую минуту был готов помочь товарищам разобраться в запутанном вопросе, посоветовать, как лучше подготовиться к вылету и выполнить задание. Как штурман был безукоризненный. Командование всегда отмечало его высокую тактическую, огневую и специальную подготовку. Эти незаурядные качества выдвинули его в ряды лучших людей части и послужили поводом к назначению адъютантом эскадрильи. В этой должности он и встретил начало Великой Отечественной войны…".
Скоробогатый по своему положению мог бы не летать. Но "страстная и кипучая натура" требовала непосредственной схватки с врагом. В экипаж Гастелло Григорий Николаевич, уже имевший два боевых вылета, был включен утром 26 июня 1941 года.
"Мне навсегда запомнился день его последнего вылета, - продолжает в письме Власов. - Он подошел с просьбой к командиру эскадрильи: "Разрешите, товарищ, капитан, пойти с вами в боевой вылет". "У меня экипаж укомплектован полностью", - ответил Гастелло. "А я люковым стрелком, - с готовностью сказал Скоробогатый. - Тем более, что сержант Елин чувствует себя неважно". И столько в его глазах было немой просьбы, что Николай Францевич сдержанно улыбнулся и промолвил: "Ладно уж, давай".

Гастелло или Маслов?

Их самолет-бомбардировщик “ДБ-3Ф” вылетел на боевое задание: на малой высоте машина сбрасывала бомбы на вереницы немецких танков и расстреливала из пулеметов экипажи фашистских машин на шоссе Молодечно - Радошковичи, что в 40 км от Минска. По официальной версии времен СССР, вражеский снаряд повредил топливный бак, и командир Николай Гастелло направил горящий самолёт на немецкую колонну. Около деревни Декшняны погибли все члены экипажа: капитан Н.Ф. Гастелло, лейтенанты Г.Н. Скоробогатый и А.А. Бурденюк, старший сержант А.А. Калинин. Этот подвиг стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, как в военный, так и в послевоенный периоды, вплоть до развала Советского Союза. Но на сегодняшний день он является еще и одним из самых загадочных.
Если сделать подборку книг, научных статей и газетных публикаций о знаменитом "огненном таране", написанных и изданных за последние двадцать лет, то перед читателем развернется запутанная, чуть ли не детективная история… В канун десятилетия подвига, в 1951 году, для последующего торжественного захоронения произвели эксгумацию останков из предполагаемой могилы экипажа Гастелло. Однако на месте захоронения нашли лишь личные вещи командира 1-й эскадрильи 207 полка капитана Александра Маслова, а также его стрелка-радиста Григория Реутова - сослуживцев экипажа Гастелло. Самолет Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло совершил свой подвиг. С санкции партийных органов подполковник Котельников, руководивший перезахоронением, провёл расследование, в результате которого выяснилось: на месте тарана Гастелло, действительно, потерпел крушение самолёт Маслова. Эта информация была засекречена. А на месте гибели экипажа Маслова установили памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло.
В начале 90-х из СМИ общественность узнала эту информацию. Одна за одной стали появляться альтернативные версии легендарного подвига. Первая из них - колонну вражеской техники таранил экипаж Маслова, а не Гастелло. В исследованиях говорилось, что обломки подлинного самолета Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастерки которого находилось письмо на имя Скоробогатой, (как предполагается, жены Григория Скоробогатого), а также медальон с инициалами А.А.К. (возможно, стрелка-радиста Алексея Александровича Калинина). По другой версии таран совершил Гастелло, но его экипаж сгорел вместе с немецкими цистернами, т. е. превратился в пыль и дым, поэтому их могилы нет. До сих пор историки и краеведы пытаются восстановить историческую правду, пока безрезультатно.
Что сегодня можно сказать о том воздушном бое 26 июня 1941 года, об экипажах Маслова и Гастелло? Это были два разных боя… Два друга, два капитана, вылетают с одного и того же аэродрома, на одно и то же задание, у каждого свой маршрут, свой вылет. Но судьба так распорядилась, что смерть они приняли практически в одном и том же месте (на расстоянии примерно в 25-30 км друг от друга) с разницей в два часа. Как же быть с монументом, установленном в районе Радошковичи? Одни предлагают его снести, другие - заменить таблички с высеченными именами героев войны. Какой бы не оказалась правда, памятник должен остаться, ведь он является символом героизма и мужества не только экипажей Маслова и Гастелло, но и всего 207-го полка. Сколько тогда таких экипажей погибло!

Память

Командиру корабля Николаю Гастелло в июле 1941 года присвоили звание Герой Советского Союза, его именем назывались улицы городов, пионерские организации и колхозы (про Маслова забыли почти на полвека)... В то же время члены экипажа оставались в тени, зачастую об их участии в знаменитом таране вообще не упоминалось. В 1958 году благодаря усилиям родственников и однополчан членов погибшего экипажа Скоробогатый, Калинин и Бурденюк стали кавалерами ордена Отечественной войны I степени.
Рассказовцы с особым уважением относятся к Григорию Скоробогатому. Его имя носила пионерская дружина школы № 8. Исполком Рассказовского городского совета народных депутатов в начале 1980-х принял решение о присвоении одной из улиц имени Скоробогатого. Его супруга Мария Кондратьевна вела постоянную переписку с местными властями, работниками АСК, преподавателями и студентами профессионального училища. В музеи и музейные уголки она передала некоторые фотографии из семейного архива, копии писем, воспоминаний однополчан ее супруга и даже приезжала на встречу с рассказовцами, которые рассказали ей о работе Г. Скоробогатого на фабрике, о том, каким его запомнили горожане. Сын Григория Скоробогатого - Виктор - тоже стал летчиком, его фотографии и другие документы сегодня хранятся в городском краеведческом музее.
Автор:Марина ЕЛЮТИНА.