Лента новостей
Статья13 апреля 2012, 15:59

Александр Углов: работать менЯ уЧила жизнь

Разные живут на земле люди. Кто-то годами учится в техникумах, институтах, а специалист из него выходит так себе. Но есть и другие - те, у которых спорится в руках любое дело, кто легко овладевает сразу несколькими профессиями, не проходя специального обучения. Сегодня мы познакомимся именно с таким человеком, жителем посёлка Редкий Куст Александром Угловым. Он умеет многое: штукатурить, класть плитку, клеить обои, мастерить столы и стулья, перестилать пол, крыть крыши, собирать окна-двери, является хорошим сварщиком. На вопрос, где всему этому научился, отвечает - жизнь научила.

Какая "война" без оружия?
Как любой сельский мальчишка, Саша рано научился пользоваться топором, пилой, молотком. В десятилетнем возрасте ездил с отцом в лес заготавливать на зиму дрова. Отремонтировать сломанную табуретку, подправить скамейку тоже мог - как без такого умения в деревне? Кроме того, во дворе и на улице всегда можно было найти какую-нибудь дощечку, деревянный брусок, ненужную палку. Всё это было просто необходимо в мальчишечьем хозяйстве. Приходило время, когда в школе объявляли о предстоящей "Зарнице", а какая же "война" без оружия? Саша брал в руки нож, вырезал кинжалы, пистолеты. Всерьёз заниматься деревом он и не думал. Зачем? Столяром или плотником паренёк становиться не собирался, хотел быть машинистом поезда. Детская мечта не осуществилась, просто потухла к тому времени, когда Александр окончил школу. Юноша отработал лето в колхозе трактористом, потом отучился в ДОСААФе, в 1986 году ушёл в армию.

Не умею? Научусь!
После дембеля началась по-настоящему взрослая жизнь. Александр планировал трудиться на химическом заводе, но отказался устраиваться "вслепую". Не понравились ему такие разговоры: ты пиши заявление, а там куда пошлют… Пришёл на "Гранит", ему предложили стать слесарем-металлосборщиком. Александр побывал в цехе, решил попробовать себя в новом деле. Смогу, не смогу - об этом не думал. Научусь - вот то слово, которым надо руководствоваться в жизни. И он учился: сначала рубить металл на пластины, потом разбираться в чертежах, самостоятельно, уже без подсказки более опытных мастеров, "собирать" изделия.
Молодой слесарь один за другим "зарабатывал" разряды, осваивал специальность сварщика, женился, переехал от родителей в комнату на "Молодёжном", в свободное время занимался воспитанием первого ребёнка - дочки Олеси. И всё было бы хорошо, если бы не послеперестроечный кризис. На заводе по полгода не выдавали зарплату, а семью надо было кормить. Пришлось задуматься о подработке. К счастью, в городе ещё были состоятельные люди, во Втором Уварове шло "большое строительство", и хозяева возводимых домов искали специалистов, способных и ворота сделать, и отделочные работы в комнатах провести, и окна вставить. Сначала Александр брался только за хорошо знакомую работу, занимался сваркой. Заказчики одобрительно кивали головой, спрашивали: а решётки на окна сам не поставишь? Потом про установку дверей, окон заговорили. Александр, не долго думая, начал осваивать новые специальности. Благо учителя хорошие были, многое перенял он у своих коллег Евгения Вавилова, Алексея Маликова. Не только полезные навыки, но и хороший совет получил "в наследство" от Александра Лыкова. Он часто повторял: "Саша, не считайся со временем, старайся делать хорошо, а плохо у тебя всегда получится".

Посмотрел, запомнил, сделал
Чтобы делать хорошо, нужно знать хотя бы азы любой профессии. Опытные "гранитовцы" хоть и были большими умельцами, но не в каждом случае могли помочь своему младшему товарищу - не может же человек знать и уметь всё. Но у Александра оказался верный глаз, твёрдая рука, счастливая память. Вспоминая те времена, когда его "учила жизнь", недоумённо пожимает плечами:
- Я просто смотрел. Я делал свою работу, рядом трудились другие люди. У меня же есть глаза? Запоминал, повторял за ними. Раз попробовал, другой, смотришь, и получилось.
Так было, когда А.Углов решил построить рядом с родительским домом времянку. Кирпичные стены клала наёмная бригада, а штукатурить он уже взялся сам. Ничего, совсем неплохо вышло. Окна заказал специалистам, а когда стоимость этого заказа узнал, решил, что в будущем на подобное две зарплаты тратить ни за что не будет. Вспомнил свою детскую "резьбу по дереву", сходил в заводской деревообрабатывающий цех, так сказать, на консультацию, постоял рядом с мастерами, присмотрелся, попробовал. Снова получилось. Не сразу, конечно: был брак, был кропотливый процесс переделывания из неудачно сделанного. Но важен результат: прошло не так много времени, и Александр уже мастерил оконные рамы для друзей и знакомых. В это же время взялся за изготовление дверей, сам же их и устанавливал. Купил деревообрабатывающий станок, ещё раньше приобрёл сварочный аппарат. Ушёл с "Гранита", решив, что десять тысяч рублей вполне может зарабатывать и сам. К тому же всей семьёй Угловы перебралась из Уварова в Редкий Куст, а в деревне работящему человеку голод не грозит. На огороде росла картошка: когда не было возможности нанять трактор или лошадь, Александр сам брался за лопату. Другие овощи тоже сажали, по осени собирали, всевозможные соленья готовили, в банки закручивали. Супруга занялась разведением птицы: куры-несушки на подворье квохтали, гуси и индюшки важно прохаживались. А птица в хозяйстве - это яйца, мясо, да всё своё, экологически чистое. Поднялась семья на ноги, выстояла, своё материальное благополучие своими же руками сделала.

Вперёд, к новым достижениям
Александр упрямо не желал останавливаться на достигнутом. Умеет штукатурить, так надо ещё и плитку класть научиться, обои клеить. Умеет окна-двери мастерить, и этого мало, хорошо бы овладеть специальностью кровельщика. Ещё о деревообработке всерьёз подумать не мешает. Мебель из натурального материала всегда ценилась, и бывший слесарь принялся изготавливать столы, табуреты, полочки, подставки под цветы, лестницы, перила. Халтурой никогда не занимался, брал только проверенное дерево. Предпочитал сосну, дуб. Из под его рук выходили совсем не стандартные изделия. Журнальные столики и обеденные столы имели не привычные ножки, а стояки с красивыми "лапками". Если посмотреть на них со стороны, если даже изучить чуть ли не под микроскопом, можно подумать, что изготавливалась мебель без единого гвоздя. Ни одной металлической "шляпки" не видно. Как так получается? Это секрет мастера, а раскрывает он его весьма своеобразно: гвозди я спрятал.
Делается подобный столик два, в крайнем случае три дня. Больше времени требуется, чтобы его облагородить, придать ему соответствующий вид. Примерно четверо суток потребуется, чтобы изделие из дерева вошло "в стадию полной готовности". Его нужно прокрасить-пролачить. Нанёс один слой лака - жди сутки, пока не высохнет. Потом ту же процедуру нужно повторить раза два-три. И нельзя забывать о полировке - необходимости сгладить малейшую неровность на столешнице. Возможно, что эти неровности простой обыватель и не заметит. И не сможет он рассмотреть, сколько слоёв лака нанёс мастер на своё изделие. Но до сих пор бывший слесарь "Гранита" помнит слова своего наставника: "Саша, старайся всегда делать хорошо"…

Помощник по хозяйству
В своё время Александр, как человек честный, не желающий получать "незаконную", необлагаемую налогом прибыль, стал предпринимателем. Теперь ему предлагали работу владельцы квартир, решившие сделать основательный ремонт, бизнесмены, оборудующие свои павильоны и магазины, люди, которые желали видеть в своём доме оригинальную мебель. Телефон такого многопрофильного мастера передавали по эстафете, его имя стало чем-то вроде знака качества, его изделия выставлялись на продажу в магазинах. Но, к сожалению, пришёл день, когда Александр понял: предпринимательство ему не по карману. Недостаточно заказов, не так велика прибыль. Любимое дело он оставить не смог, своих прежних занятий не бросил. Но это уже больше для души. И для друзей-знакомых. "Кто я сегодня? У меня особая профессия - помощник по-хозяйству". Так Александр ответил на вопрос нашего корреспондента.

Фото автора.

Автор:Олеся Харламова