Недавно в Уварове состоялось общегородское родительское собрание, инициированное Общественным советом при администрации города и Общественным советом, организованном при полиции. В нём приняли участие начальник ГИБДД М.К.Ильин, заместитель главы администрации города В.Е.Кобзарь, руководители обеих общественных организаций Ж.Н.Корсакова и Е.В.Соколова, настоятель Христорождественского храма о.Владислав и др. На повестке дня стоял актуальный в настоящее время вопрос безопасности пешеходов на дорогах.
Пешеходов засветить
Известно, что пешеход - самый уязвимый участник дорожного движения, он физически менее защищён, чем любой водитель. По данным Госавтоинспекции, в прошлом году в России произошло около 66 тысяч дорожных аварий с участием пешеходов. В них погибло почти 9 тысяч человек и более 61 тысячи получили ранения. Особую тревогу вызывают аварии, случившиеся именно на пешеходных переходах, поэтому с ноября прошлого года ГИБДД совместно с общественными организациями проводит проверку их технического состояния. Анализ показал, что нормативы не соответствуют современным условиям, и Госавтоинспекция разработала свои предложения по изменению стандартов и правил. Сегодня жители нашего города решили не только их обсудить, но и высказать свои мнения и пожелания.
В том, что все переходы должны быть хорошо освещены в тёмное время суток, никто из собравшихся не сомневается. Эта проблема успешно решается благодаря реализуемой программе "Светлый город". Но время показало: очень часто пешеходы подвергаются опасности днём и ДТП с их участием в Уварове происходят по вине водителей. Некоторые автовладельцы являются большими любителями быстрой езды и в спешке, очевидно, не успевают рассмотреть установленные знаки. Что ж, если привычная "зебра" столь незаметна, нужно её выделить не только зрительно. Например, приподнять над землёй. С таким предложением ГАИ согласны не все. Водитель может не догадаться о препятствии, не увидеть его заблаговременно, и тогда на скорость автомобиля искусственная неровность не повлияет. Наверное, больше эффекта будет от шумовых полос, расположенных рядом с переходами.
Нужно "засветить" и самих пешеходов - таково очередное предложение Госавтоинспекции, то есть обязать каждого носить всевозможные фликеры - световозвращатели, которые широко используются как элемент безопасности, например, при дорожном строительстве. Возможность исполнения такой рекомендации уваровцы поставили под сомнение. Как заставить тех же подростков скрыть модную курточку под светящимся жилетом? Да и просто налепить на одежду полоску светового отражателя не всегда получится: вряд ли кому понравится носить норковую шубку, напоминающую робу дорожного рабочего. Вот если только на сумочку или школьный рюкзачок фликер повесить…
Не положено по ГОСТу
От обсуждения предложений ГАИ перешли к решению вопросов местного уровня. Родители и учителя сошлись во мнении: в Уварове необходимо установить ещё несколько светофоров (среди них светофоры "по требованию" и со звуковым сигналом), камер видеофиксации, добавить "зебры". Однако далеко не всё из перечисленного можно осуществить на практике. Причин несколько. Ограниченный местный бюджет: 250 тысяч рублей уйдёт в текущем году только на установку дорожных знаков, а для городской казны это немалая сумма.
Малочисленный штат ГИБДД. Если забыть о расходах на приобретение видеофиксаторов, то нужно хотя бы помнить о необходимости приставить к каждой камере по специалисту-"охраннику". А у нас всего 17 стражей дорожного порядка на три района, кто будет выезжать на уже случившиеся ДТП, стоять на дорогах? Камера не заменит человека, когда нужно остановить пьяного водителя.
Правила, нормы, ГОСТы. Светофоры и пешеходные переходы нельзя устанавливать и оборудовать только на основании пожеланий граждан. Зебры должны находиться друг от друга на определённом расстоянии. И сам переход обозначать разметкой и знаками можно лишь тогда, когда на определённом участке дороги наблюдается соответствующая "проходимость" пешеходов и транспорта. Иными словами, желание жителей первого микрорайона нарисовать "зебру", ведущую от фонтана к автобусной остановке, не исполнится: в 46 метрах расположен регулируемый пешеходный переход. Светофоры с кнопкой остановки по требованию нашему городу не положены по ГОСТу, а установить светофор возле "Купеческого" нельзя - там проходит труба газопровода.
Не учить правила, а учиться их уважать
Впрочем, вспомним известное изречение: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Культуру поведения на дороге нужно воспитывать и в самих пешеходах. Зебра зеброй, но не стоит, даже имея все права на безопасное пересечение трассы, выскакивать на разлинованную дорожку внезапно, из-за кустов, из-за остановившегося на остановке автобуса. Разогнавшийся автомобиль, до тех же разрешённых 60 км/ч, просто не успеет затормозить. Вы будете во всём правы, но, лёжа на больничной койке, вряд ли получите от этого удовольствие.
Теперь другой вопрос: как и с каких лет воспитывать в детях ту самую культуру? Обратимся к опыту одного из родителей, присутствующих на собрании. У Дмитрия Александровича Милосердова трое детей, и у него свой метод воспитания:
- Мы с сыном нередко ездим на велосипедах во Второе Уварово. Было время, когда я рассказывал ему, как нужно вести себя на дороге, теперь он мой "проводник": сам говорит, куда и как ехать, как избежать опасности, риска.
Что примечательно: мальчику нравится такая игра, такая ненавязчивая и интересная форма воспитания. Но не всегда знание правил дорожного движения является гарантией правильного поведения на дороге. Психолог лицея Жанна Николаевна Корсакова поделилась своими наблюдениями:
- Однажды я увидела, как две наших ученицы едва не стали виновницами ДТП. На следующий день поговорила с девочками, выяснила - правила дорожного движения они знают на отлично. Но выбежать на дорогу им это не помешало. Надо учитывать особенности детской психики, детского мышления. Играя во дворе, они чувствуют себя в безопасности. Не боятся сами внезапно выбежать из-за угла, не боятся, когда кто-то из товарищей выпрыгивает из-за кустов. Так же они ведут себя и на дороге, по таким же правилам действуют.
Да что говорить о детях, когда мы, взрослые, образованные люди, не стесняемся нарушать ПДД. Мы, в большинстве случаев, посчитаем себя слишком занятыми, чтобы пересечь улицу в положенном месте. До перехода-то тридцать-пятьдесят метров, а нам некогда кругами ходить, лучше дорогу в удобном месте перейти. Так как же сделать так, чтобы забота о собственной безопасности стала образом нашей жизни? На этот вопрос ответил о.Владислав:
- Прежде всего нужно учить ребёнка уважать определённые правила. С самого раннего возраста у него должны быть обязанности. Поиграл - убери игрушки, поел - помой посуду, родители работают на огороде - помоги, наступило воскресенье - нужно сходить в храм. Ребёнок должен осознать, что правила - это не то, что можно обсуждать, с чем можно спорить. У него не должно даже возникать вопроса, соблюдать их или нет. И тогда, по мере своего взросления, ребёнок начнёт воспринимать любые правила поведения как должное. Это и станет гарантией его безопасности.
Фото автора.