Лента новостей
Статья28 августа 2012, 10:36

Вкушая радость добрых дел…

Сколько уже лет прошло с тех пор, но Людмила Иосифовна Давыдова отчетливо помнит, как она, пятилетняя малышка, одержимая страстным желанием петь, залезала на небольшой стульчик, стоявший в саду около забора, надевала мамины туфли на высоких каблуках, чтобы быть повыше, и начинала свое сольное выступление перед соседями. Ее черноволосая головка с красивым бантиком и большими выразительными глазами едва возвышалась над оградой, но звонкий детский голосок был слышен далеко на улице.

В далекой Урмии

— Людмилка! Спой-ка нам «Сулико», — каждый раз слышала девочка от своих приветливых зрителей, не жалевших ладоней для аплодисментов.

— Пой, дочка, пой, — поддерживала ее стоявшая рядом Зейтун, любуясь своей малышкой, раскрасневшейся от волнения и радости. И над тихой улицей неслось протяжно-грустное, берущее за душу «Я могилу милой искал…»

Эту песню Зейтун очень любила и часто напевала ее дочке перед сном вместе с колыбельными. Голос у нее был красивый, сильный — ей бы на сцене выступать с такими природными данными, но жизнь сложилась совсем по-другому…

Родители Давыдовой — ассирийцы. В годы первой мировой войны начался исход этого древнего, когда-то могущественного и многочисленного народа из Ирана, где турецкие и курдские мусульмане-фанатики вырезали ассирийские семьи, исповедовавшие христианство, истребляли целые селения.

Поэт Г. Санников писал об участи ассирийских беженцев: «Судьба разметала их, бездомных, усталых и кротких, по чужим пристаням и вокзалам, подарив им сапожные щетки».

Будущие родители Людмилы, Иосиф и Зейтун, каждый своим путем, выбрались из ада, выжили. Оба потеряли своих близких. Многие из их соотечественников тогда перебрались в СССР. Иосиф оказался на территории Краснодарского края, где ассирийцы основали свое поселение и назвали его Урмия в память о далекой утраченной родине, где есть город и озеро с таким красивым именем. Растила Иосифа тетя. А Зейтун попала на Украину. Родственников у нее не было, и только благодаря добрым людям она не умерла от голода.

С восьми лет Иосиф стал работать на бахчах. Как ни тяжело жилось, окончил семь классов.

Однажды житомирский родственник рассказал ему о сироте, которая потеряла всех родных, и вскоре привез четырнадцатилетнюю Зейтун в Урмию. Когда Иосиф, которому уже исполнилось двадцать лет, увидел девушку, его сердце сжалось от сострадания. Худенькая, в рваных тапках, стареньком застиранном платьице, гостья робко переступила порог дома, боясь поднять глаза… С тех пор они не расставались. В 1929 году приехали в Мичуринск, приняли российское гражданство, и фамилию им записали одну на двоих по-новому — Давыдовы. Один за другим стали рождаться дети, но из шести ребятишек выжили только трое.

Отец был сначала кустарем, потом стал работать в артели «Вперед», где шили тапочки, а Зейтун занималась домашним хозяйством, воспитывала детей.
Мать умерла молодой — ей было всего 36 лет. Случилось это, когда Люде не исполнилось еще и семи. Косички заплетал дочке-первокласснице Иосиф. На руках у него остался еще и маленький сын. Старший, Асан, готовился идти на службу в армию.

За мечтой

Так сложилось, что первый класс Людмила не окончила — с возникшими трудностями вдовцу было непросто справляться. Полтора года он был один на один со своей бедой, пока не встретил случайно на улице женщину, с которой познакомился во время первого приезда в Мичуринск.

«Вера Николаевна стала нам второй мамой, — рассказывает Людмила Иосифовна. — На следующий год я пошла в школу, успешно окончила одиннадцать классов. Пока училась, активно участвовала в художественной самодеятельности. Моей мечтой было поступить в музыкальное училище. Но сначала мне пришлось поработать на ткацкой фабрике, где я попала под сокращение. Однажды к нам пришел сосед и сказал, что есть работа: подвозить посылки к поездам. Спрашиваю у отца: «А это тяжело?» «А как же, — говорит, — их надо погрузить на тележки и везти к почтово-багажному вагону». Отказываться не стала — надо было на жизнь зарабатывать.

Прошло какое-то время, и опять сосед появился, но уже с новым предложением: в отделение перевозки почты требовался оператор-телефонист. Опять согласилась и два года провела в поездах: принимала телеграммы от пассажиров, продавала сопутствующие товары».

Но наступил момент, когда девушка окончательно решила: нельзя пускать дело на самотек — за мечту надо бороться. И вместе с закадычной подружкой отправилась в Тамбов — поступать в музыкальное училище имени Рахманинова на вокальное отделение.

Заключение комиссии повергло абитуриенток в шок.

— Вы молодцы, девочки, — сказал экзаменатор. — Уважаем за смелость, за то, что приехали к нам поступать, но, к сожалению, по вокальным данным вы не подходите.

— Что же нам делать? Мы так хотим петь, так хотим, что просто сил нет…

— Я бы посоветовал вам подать документы в культпросветучилище. Уверен, что вы поступите. И там у вас будет возможность заниматься пением.

Подружки, не долго думая, отправились в это учебное заведение, прекрасно сдали экзамены и были зачислены в училище на дирижерско-хоровое отделение.

Дело жизни

Во время учебы Людмила Иосифовна приехала на практику в Заворонежский районный Дом культуры, директором которого в то время был Алексей Дмитриевич Антонов. Энергичная, исполнительная практикантка, которая с охотой бралась за любое дело, завоевала признание всего коллектива, органично влилась в его жизнь, и в училище заблаговременно была отправлена именная заявка на выпускницу Людмилу Давыдову.

Когда молодой специалист приступила к своим обязанностям методиста, директор поручил ей в нагрузку вести музыкальный и правовой факультеты общественного университета культуры, ставшего делом всей ее жизни. В семидесятые годы в области широко практиковалась такая форма работы с населением. Со временем во многих клубах университеты закрылись по причине отсутствия энтузиастов, а в Заворонежском районном Доме культуры эта работа велась несколько десятков лет, благодаря стараниям Людмилы Иосифовны, которая и до настоящего времени не прекращает свою культурно-просветительскую деятельность.

Около 39 лет отработала Людмила Иосифовна в районном Доме культуры. Стала его душой. Не было такого участка культпросветработы, где бы она не проявила свои организаторские и творческие способности. Была методистом, художественным руководителем, казначеем райкома профсоюза работников культуры, исполняла обязанности директора, писала сценарии праздничных мероприятий, выезжала с агитбригадой в хозяйства района, выступала на концертах с песнями и романсами. В качестве общественного санитарного инспектора проверяла соблюдение санитарно-гигиенических норм в столовых, на полевых станах. Два созыва была депутатом Заворонежского сельсовета. Всегда готовая прийти на помощь, с удовольствием принималась за любую работу, будь то посадка цветов или уборка помещений.

Такое ответственное отношение к делу было заложено еще в детстве.

«Отец был строгий и справедливый, — рассказывает Людмила Иосифовна. — Приучал нас к порядку, дисциплине. «Если надо в школу — приходи за час до начала уроков, на работу — за полтора часа», — внушал он нам. Бывало, мне сторож выговаривал: «Зачем в такую рань пришла? Иди домой, ты же рядом живешь. Поспи еще полчасика». А я стою у двери, жмусь от холода. Посмотрит он на меня да и впустит в помещение. Я — быстрее в класс. Книжки, ручки, тетрадки достану из портфеля и жду, когда учитель придет».

Отработав пять лет, Давыдова поступила в Московский институт культуры на заочное методическое отделение. Училась очень хорошо, не пропустила ни одного занятия. Была старостой на курсе. На госэкзаменах получила две «пятерки», две «четверки» и… одну «тройку» — по научному коммунизму. Об этом досадном факте Людмила Иосифовна вспоминает теперь с улыбкой. На экзамен пришлось ей поехать с пятилетним сыном, который ждал маму в коридоре. Поэтому на простой вопрос: «Что изучает научный коммунизм?» она, с беспокойством думая о ребенке, ответила что-то не очень вразумительное. Но где сейчас тот научный коммунизм и те знания, которые он давал студентам?..

«Я свою работу очень любила и люблю сейчас, — говорит Людмила Иосифовна. — Мой университет культуры жив, хотя на бумаге его нет. Занятия провожу на базе детского дома. Плохо, что нет сейчас рядом музыканта Нины Павловны Чуваховой, с которой мы долгие годы сотрудничали. Но надеюсь, что единомышленники найдутся».

Семейная традиция

В Заворонежском детском доме Людмилу Иосифовну знают не только как работника культуры. Эта скромная женщина, получая более чем скромные пенсию и зарплату, привозит ребятам подарки: сладости, одежду, канцелярские товары, книги, спортинвентарь. Частый гость она в детском центре «Аистенок». Вместе с Н.П. Чуваховой проводила здесь Новогодний праздник. Недавно привезла сюда большую сумку с канцтоварами.

Она всегда готова прийти на помощь людям, попавшим в беду. Не забудет навестить заболевшего, не откажет человеку, просящему милостыню, не побрезгует пригласить в дом и накормить дурно пахнущего бомжа. Был у нее в подшефных один алкоголик, который, казалось, совсем потерял человеческий облик. Сколько раз из грязи его поднимала, не давая умереть под забором. И произошло чудо: человек бросил пить, нашел хорошую работу, женился. Сейчас, глядя на него, ни за что не подумаешь, что у него за плечами была совсем другая жизнь. Много раз он потом сказал Давыдовой искреннее «спасибо» за ее доброту.

Людмила Иосифовна принимает участие в акциях «Подари жизнь», перечисляет деньги на расчетные счета больных детей, нуждающихся в дорогостоящем лечении, в фонд помощи пострадавшим в стихийных бедствиях, в том числе от наводнения в Краснодарском крае. «Делать добро, — говорит она, — учили нас родители. Помню, мама натрясет несколько ведер яблок с деревьев и несет соседям, угощает. Вторая мама, отец тоже нас учили жить с открытой душой. Мы и выросли такими. Очень рада, что мой сын Александр продолжает семейную традицию. Как говорили ассирийские мудрецы, в жизни все, что сделано человеком, возвращается к нему бумерангом, только с удвоенной силой. И еще: капля добра долбит и камень за пазухой».

…Ради нескольких строчек в газете

Есть еще одна важная грань творческой личности этой необыкновенной женщины. Людмила Иосифовна — внештатный корреспондент газеты «Наше слово», которой в будущем году исполняется 75 лет. Из всех работников культуры района — она одна из самых активных авторов, постоянных наших читателей и подписчиков. Об этом наглядно свидетельствуют почетные грамоты и благодарственные письма от газеты, которые в числе других наград — по месту основной работы, от санитарной службы и руководства детского дома — занимают большой объем. Недаром кандидатура Давыдовой была представлена редакцией на соискание литературной премии имени И.Г. Рахманинова, и Людмила Иосифовна стала одним из ее лауреатов.

С неподдельным интересом следит она за всеми событиями, которые происходят в культурной жизни района, области, России в целом. Очень нравится ей радиопередача «Виражи времени», которую ведет поэт Андрей Дементьев. Как-то Людмила Иосифовна написала ему письмо, в котором поделилась своими впечатлениями от встреч с интересными людьми. Так завязалась их переписка, которая длится уже несколько лет. В последний раз Давыдова выслала Дементьеву для знакомства сборник «Чародеи слова», в который вошли произведения местных авторов.

…В преддверии Дня знаний Людмила Иосифовна делает наброски для своего выступления на празднике, посвященном этому событию. «Может, что-то пригодится, — говорит она, — ведь я обязательно пойду поздравить воспитанников детского дома». Подарки она уже приготовила…

«Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость» — так сказал один из древних ассирийских мудрецов. Для Людмилы Иосифовны это не просто красивые слова, а наполненные глубоким содержанием дела и поступки.

Фото автора

Автор:Галина Свиридова