Лента новостей
Статья13 ноября 2012, 13:05

Как прекрасен этот мир!

Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть, и простая человечность.

В.А. Сухомлинский.



Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто её знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у школьников экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является первой ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека. Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Разумеется, определённые экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» их «сверху» нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы и понятны ребятам.
Можно сказать, что именно в начальных классах закладываются основы экологической культуры. Здесь ребята впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к окружающему миру во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будет воспитано эстетическое и нравственное отношение к природным объектам. Нам в этом плане повезло. Филиал Ивановской школы находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания и образования.
Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека?
Дело в том, что сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населённые пункты, природные экосистемы: луг, река.
У учащихся ещё со школьной скамьи формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе. Основными проявлениями его являются доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ. А также желание и умение заботиться о живом. Ребята узнают на уроках о реальных экологических проблемах, вставших перед современным человечеством. На сегодня это защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразия видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранения здоровья людей. Кроме того, школьники получают представления о заповедниках, которые являются одной из важнейших форм охраны природы.
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей среде. Что, кстати, мы и стараемся делать. Прежде всего, через познание природы, демонстрацию её красоты, воспитание любви к родной земле. Достаточно взглянуть вокруг, чтобы понять: какой удивительный, прекрасный мир окружает нас! Его нельзя не любить. Да, природа – это наше главное богатство, и мы должны сохранить её для будущих поколений. К сожалению, нельзя не признать, что на практике эти благие намерения зачастую расходятся с делом.
Свидетельство тому – глобальные перемены, происходящие в природе. Именно поэтому экологическое состояние Земли вызывает опасения: продолжит ли она своё существование?
Проблема защиты Земли является наиважнейшей, так как антропогенное разрушающее действие достигает всех уголков нашей планеты. С развитием цивилизации, науки, казалось, что состояние планеты изменится в лучшую сторону. Однако всё почему-то происходит наоборот. Процесс разрушения Земли можно остановить, лишь изменив в корне сознание людей. Мы должны понять, что гибель планеты приведёт, естественно, и к нашей гибели. Эту проблему, конечно же, невозможно решить за один день, даже за год. К защите Земли должны подходить со всей ответственностью люди во всех сферах деятельности. Прежде всего, экологическое воспитание должно начинаться с семьи, со школы. Именно поэтому ивановские ребята, а нередко и их родители, всё чаще стали обращать внимание на экологические проблемы своего села. И это внушает оптимизм. Значит, наши уроки не проходят бесследно.
Без сомнения, всем нам необходимы экологические знания, которые берут начало в школе. Они формируют чувство экологической ответственности и должны быть этической нормой для каждого. Мы ходим с детьми на экскурсии, в походы, во время которых стараемся помочь (насколько это возможно) природе сохранить свои богатства.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных ей действий человека, его вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. Эту мысль мы стараемся донести до наших детей. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. Научить подрастающее поколение соблюдать его – задача единого учебно–воспитательного процесса школы.

Автор:Оксана Сафенина