Роберт Эмирян приехал в Петровское из грузинского городка Болниси более сорока лет назад, сразу после срочной службы в армии в поисках работы. Ехал не на пустое место – здесь жила его родная тётя с семьёй. Молодому человеку у нас понравилось, и он без долгих раздумий остался. Работа нашлась сразу же – в обувном цехе комбината бытового обслуживания.
…С этой молодой симпатичной женщиной Роберт случайно встретился взглядом. Она не отвернулась, не сделала строгого выражения лица, улыбнулась в ответ и… вышла из автобуса на своей остановке среди полей. Каково же было её удивление, когда на следующий день тот самый парень из автобуса появился на пороге родительского дома! Раечка Миронова, молодая учительница, приехавшая погостить в родную Михайловку Новоситовского сельсовета, после неудачного замужества не планировала заводить романтических отношений. А новый знакомый, вернее совсем незнакомый, молодой человек разыскал понравившуюся особу по окрестностям и сразу же попросил у её родителей позволения с ней встречаться. Такой поворот событий настолько удивил Раису, что отказать не хватило духа. К тому же, юноша ей понравился. А уже через месяц Роберт привез с Кавказа своих родителей, чтобы познакомить с невестой. Строгие армянские родственники выбор сына одобрили и благословили этот брак. Так появилась новая семья Эмирян.
Поначалу молодые жили в Уварове, где работала учителем Раиса Ивановна после распределения. Молодой жене было очень трудно: разное воспитание, разные традиции, разные культуры. Но любила, а потому старалась угождать во всём, поменьше говорить, побольше слушать. А через год молодые перебрались на родину мужа, в Грузию.
В это время Раиса Ивановна многое поняла, многое узнала. Ведь, по сути, вечные ценности у русских и армян одинаковые – любить ближнего, заботиться о детях и стариках, не подличать, защищать от посягательств свой дом, свою Родину. Что и делали Гайк Багратович Эмирян и Иван Александрович Миронов в годы Великой Отечественной войны. Тогда никто ни у кого не спрашивал национальности – по одно сторону фронта были наши, по другую – не наши. У свекрови, мудрой кавказской женщины по имени Назик (кстати, в её честь назвали дочь), Раиса Ивановна научилась готовить блюда кавказской кухни, что помогло найти самый короткий путь к сердцу мужа.
«Грузинский период» в жизни молодых Эмирян долгим не был, они снова вернулись в Россию. За старшим братом потянулся младший Алик и сестра Луиза с мужем-азербайджанцем. А когда в середине восьмидесятых в республиках СССР титульные нации вдруг ощутили прилив национального самосознания и начали выживать инородцев, армяне в Грузии оказались буквально врагами. Тогда Роберт Гайкович перевёз в Петровское и родителей.
Раисе Ивановне дома предложили должность инспектора детской комнаты милиции, Роберт вернулся в комбинат бытового обслуживания. Мастер шил детскую, мужскую и женскую модельную обувь, план всегда выполнял, работал на совесть. И, честно говоря, с трудом мирился с тем, что жена – милиционер. Ему не нравились ночные рейды, командировки и длительные отлучки хозяйки, хранительницы очага из дома. Он вполне мог содержать жену и троих детей сам, а женщина пусть занимается семьёй.
Такие речи слышала Раиса Ивановна первое время ежедневно, потом реже, вскоре тема перемены работы перестала вообще обсуждаться. Двадцать семь лет прослужила в районном отделе внутренних дел майор милиции Эмирян, награждена медалями «Ветеран труда», «За безупречную службу» трёх степеней, «200 лет МВД», нагрудным знаком «Отличник службы МВД». Пожалуй, в районе не было ни одной неблагополучной семьи, в которой Раиса Ивановна не стала частым гостем. Многодетная мама, она всегда защищала интересы детей, порой даже от их родителей.
При напряжённом режиме работы Раиса Ивановна ухитрялась быть хлебосольной хозяйкой, готовой накормить любого гостя (а их в доме Эмирян всегда было много), заботливой матерью и любящей женой. Она и до сих пор считает, что с мужем ей несказанно повело. Роберт Гайкович – надёжный, основательный, настоящий глава семьи, добытчик и защитник. Он руками умеет делать всё. Когда закрылся обувной цех, Роберт организовал строительную бригаду и занялся ремонтом строений сельскохозяйственного назначения в колхозах и СПК района. Когда работы в селе не стало, глава семейства начал возить сельхозпродукцию в Москву. Выйдя на пенсию, он продолжает подрабатывать частным извозом. Жена про него говорит так: «Если его запереть в доме со связанными руками и ногами, он все равно найдёт возможность заработать на завтрашний день». Кстати, и дом для семьи, удобный и просторный, Эмирян тоже построил сам.
Сейчас Раиса Ивановна и Роберт Гайкович – богатые бабушка с дедушкой, у них пятеро внуков. Роман, сын первенца, Игоря, отслужил срочную службу и учится в МичГАУ. Средний сын Нодари - бывший сотрудник РОВД, ветеран боевых действий в Чеченской Республике - осчастливил родителей внучкой Алиной. Дочь Надежда (по паспорту Назик) – многодетная мама. Она воспитывает троих детей. Настя в этом году окончит среднюю школу и планирует пойти по маминым стопам - в медицину. Она – девушка активная, занимается танцами и участвует во всех школьных мероприятиях. В конце прошлого года Настя попробовала свои силы в конкурсе «Вместе – дружная семья», в котором представители различных народностей, живущих на территории района, знакомили зрителей с национальными обрядами, песнями, танцами, потчевали гостей традиционными блюдами. Девушка заняла первое место и отправилась защищать честь района на областном этапе конкурса. Рождённая и выросшая в России, шестиклассница Светлана вырастет настоящей кавказской женщиной - она мягкая, ласковая, домашняя, послушная, любит заниматься рукоделием и уже учится готовить. А ещё она очень любит армянского дедушку и русскую бабушку и каждый разговор с ними начинает с вопроса: «Как вы себя чувствуете?». Самый младший сын Надежды Никита пока ходит в детский сад и очень хочет поскорее пойти в школу.
Во время нашего разговора Раиса Ивановна несколько раз повторила, что самое тяжёлое в семейной жизни было научиться готовить по-армянски. В конце беседы я поинтересовалась, удалось ли? «Я борщ полюбил», - улыбнулся Роберт Гайкович.