Лента новостей
Статья12 декабря 2012, 11:32

Тигран Авдалян: “У хлеба не бывает выходных...”

Тонкий, едва уловимый во влажном осеннем воздухе, плывет над складскими помещениями аромат свежего хлеба. Саргис, встречая меня, придерживает широко распахнутую дверь, — без его помощи мне ни за что бы не найти неприметную дверь пекарни в ряду одинаковых серых зданий. Внутри, помимо запаха свежей выпечки, ставшего теперь насыщенныи густым, царит совершенно особая атмосфера — доброжелательности, гостеприимства и по-настоящему домашнего уюта. И в этом случае аромат хлеба ни при чем — радушие и приветливость исходят от хозяев пекарни, Тиграна Авдаляна и Эммы Микаэлян.

Не было бы счастья, да несчастье помогло


Тигран Авдалян переехал в Кирсанов из Армении в 1997 году. Это было сложное время для его Родины и соотечественников: обострение армяно-азербайджанских отношений в конце 80-х годов привело в конечном счете к войне за контроль над Нагорным Карабахом — территорией Азербайджана, населенной армянами. Война закончилась 12 мая 1994 года, но еще долго представители конфликтовавших сторон испытывали на себе ее последствия. У людей не было денег, отключения газа и электричества стали постоянными. Тигран, опытный технолог хлебобулочных изделий, прошедший на заводе служебный путь от мастера до заместителя директора, остался без работы в связи с ликвидацией предприятия. И тут его друг, живший в Кирсанове, предложил ему переехать и работать мастером хлебобулочного производства. После недолгих раздумий Тигран согласился. Переехал сначала один, затем привез семью.

В начале было...


Сначала Тигран работал под началом других предпринимателей, а в 2008 году начал заниматься выпечкой хлеба самостоятельно. Жена Эмма во всем помогала ему. Купили все необходимое оборудование, арендовали помещение, отремонтировали его. Сначала местом размещения мини-пекарни было здание столовой аграрного техникума, теперь — складское помещение в районе горторга.
— Я законопослушный человек, — говорит Тигран, — всегда стараюсь, чтобы все было по закону, все оформлено, как следует, все правила соблюдены. И, у меня характер такой, стараюсь никого не обижать. Поэтому никогда у меня ни проблем, ни жалоб не было. Население нас принимает хорошо.
Кто-то может, конечно, жаловаться, что проблемы возникают от того, что такие люди вокруг. Но, если ты будешь грубо разговаривать с людьми, то какое к тебе может быть отношение? Мое мнение, всегда лучше промолчать и уйти от конфликта. А люди везде одинаковые, и в Кирсанове, и в любом другом городе.
Меня знакомые и родственники приглашали работать в Москву, в Саратов, в Воронеж, в Ростов, но я не хочу переезжать. Кирсанов мне нравится, тихий и спокойный город. Мы живем здесь 15 лет, здесь выросли и выучились наши дети, мы здесь привыкли.
По словам Тиграна и Эммы, особых трудностей в начале деятельности у них не возникало. Может быть, потому что они нашли свою незаполненную экономическую нишу на рынке продуктов питания. В Кирсанове в то время не было своего производства белого хлеба, да и продукция из других городов не завозилась, если не считать "Дока-хлеб", привозимого из Тамбова. А в Армении, наоборот, предпочтение отдавалось белому хлебу, черный (ржаной) хлеб не пользовался спросом. Да и Тигран, проработавший к тому моменту 15 лет на хлебозаводе, работал преимущественно с белым хлебом. Поэтому и в Кирсанове решили выпекать хлеб из пшеничной муки.

Популярный бренд "Авдалян"


Сейчас малое предприятие Тиграна Авдаляна производит несколько видов пшеничного хлеба: белый хлеб, ванильный батон, простой батон, булочки, матнакаш овальный, лаваш. Армянская кухня немыслима без хлеба, но особое отношение в ней сохраняется к традиционным лавашу и матнакашу. Лаваш — пресный белый хлеб в виде тонкой лепешки из пшеничной муки, матнакаш — овальный или круглый хлеб с золотистой хрустящей корочкой и эластичным, с большим числом пузырьков, мякишем. Из-за своей простой рецептуры и долгого срока хранения в сухом виде лаваш пользуется популярностью в ряде стран Передней Азии и Ближнего Востока, но только в Армении он занимает одно из главных мест в системе питания. Пользуется спросом он и у кирсановских покупателей.
Правда, сейчас для кирсановских хлебопеков настали более сложные времена: конкуренция существует не только на местном уровне, но и на межрегиональном. Хлеб привозят из Котовска, Моршанска, Белинска Пензенской области, и даже из Воронежа. Вот и Тиграну Авдаляну пришлось снизить объемы производства: если раньше он выпекал до 700 килограмм (или 1000 штук) в день, то сейчас всего 250—300 килограммов.
Конечно же, у продукции под брендом "Авдалян" есть постоянные покупатели. Даже если производство простаивает хотя бы один день, они уже интересуются в магазине, когда привезут хлеб Авдаляна. Хотя это бывает очень редко, только по большим праздникам. К примеру, в Новый год пекарня не работает два дня, а затем снова начинает работу. Получается, что трудятся практически без выходных. "У хлеба не бывает выходных", — шутит Тигран.

Натуральный хлеб в рекламе не нуждается


Основная работа по выпечке хлеба начинается в четыре часа вечера и длится до 22 часов. Это нормальный график работы для хлебопеков: уже с утра свежий хлеб поступает на прилавки магазинов. Пекут хлеб втроем: Тигран, Эмма и помощница Оксана, а потом Тигран сам развозит хлеб по кирсановским магазинам, в числе которых "Бегемот", "Алина", "Булочная".
— Я не хвалю свой хлеб и никогда его нигде не рекламирую. Покупатели знают, что у нас вся продукция натуральная. Я в хлеб ничего не добавляю. Я считаю, положить химическое вещество в хлеб — это самый большой грех. Когда прихожу на работу и начинаю работать, я не думаю, сколько у меня доход будет на следующий день. На выгоду не смотрю. Для меня самая большая выгода — это когда утром как минимум пять-десять человек говорят мне "спасибо". А деньги сами собой придут. Было даже такое время, когда мука была дефицитной, и я покупал ее в четыре раза дороже, чем потом получал выручку за хлеб, но даже тогда я цену не поднимал. Для нас самое главное, чтобы нам говорили спасибо. Вот наш девиз.

Планы на успех


Возвращаться в Армению Тигран Авдалян и Эмма Микаэлян не планируют. Хотя там сейчас стабильная мирная обстановка, но ради чего срываться с места и вновь менять привычный уклад жизни? В России они уже обжились, с соотечественниками, живущими в России, поддерживают постоянную связь, в Армению, где остались близкие родственники, ездят два раза в год. Планы на будущее тоже есть, причем связанные не только с расширением производства, но и с уже повзрослевшими детьми.
Детей у Тиграна и Эммы трое. Дочь Аревик учится в Армении в Славянском институте. Младший сын Мелкон учится в школе в девятом классе. Средний сын Саргис, тот самый, что встречал меня на пороге пекарни, — собирается поступать в высшее учебное заведение, хочет пойти по стопам отца. Как знать, может быть, после учебы он вернется в Кирсанов, ставший ему второй родиной, и продолжит семейное дело, начатое когда-то его отцом.
Автор:Наталия Шаталина