В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» государство проводит последовательную политику, направленную на создание нового слоя общества – добросовестных предпринимателей и, что не менее важно – воспитание цивилизованных потребителей, формирование у них адекватного и разумного покупательского поведения. За прошедшие годы сделано много для доведения до населения необходимой и достоверной информации о товарах и услугах, все более широкие масштабы приобретает работа по освоению потребительской культуры.
Но говорить о решении всех проблем в области информирования населения о правах потребителей, потребительском образовании, еще рано. Поэтому одним из перспективных и приоритетных направлений деятельности нашей библиотеки является организация систематического информирования населения о вопросах защиты прав потребителей. Жердевская центральная библиотека накопила большие библиотечно-информационные ресурсы, которые интересны потребителям. Кроме того, нашими работниками ведется просветительская деятельность по информированию и консультированию потребителей. Одно из таких просветительских мероприятий, «круглый стол» «Грамотный потребитель», было проведено Центром правовой информации.
Каждый человек, живущий на нашей планете, строго индивидуален. Но есть моменты, которые объединяют нас. Например, то, что все мы потребители с момента рождения и остаемся ими до своего последнего дня. Приобретая товары и услуги, которые необходимы для жизни и деятельности, работы и учебы, быта и отдыха, каждый человек становится потребителем.
Конечно, само по себе потребление не должно стать самоцелью, но очевидно и то, что долгую, здоровую и счастливую жизнь имеет больше шансов прожить тот, чье потребление более рационально и доставляет ему большее удовольствие. Что же для этого требуется? Чтобы нужные нам товары и услуги имели надлежащее качество, то есть отвечали нашим разумным ожиданиям в отношении их полезных свойств с учетом их стоимости.
В жизни, увы, так бывает далеко не всегда. Подавляющее большинство граждан, по данным опросов, которые ежегодно проводит по всей стране Союз потребителей России, по несколько раз в год сталкивается с товарами и услугами ненадлежащего качества. В прошлом году таких потребителей было девять из десяти. Наверное, и вы могли бы привести немало примеров такого рода и рассказать, сколько огорчений, потерянных денег и времени принесли они вашей семье.
В таких ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права нарушены, и как их отстоять. Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, в нашей стране и был принят Закон "О защите прав потребителей". Присутствовавшие на мероприятии узнали о том, как защитить себя в конкретных жизненных ситуациях.
Потребители узнали, что если не удается договориться в устной форме о замене того или иного товара, необходимо обратиться с соответствующим письменным заявлением об обмене товара надлежащего качества, не подошедшего по размеру, фасону, расцветке, форме, с претензией – при продаже товара ненадлежащего качества. Причем копия претензии отдается продавцу, но обязательно - под подпись на втором экземпляре, который остается у покупателя для дальнейших действий. Образцы необходимых заявлений были представлены на организованной здесь же выставке.
Если и это не приносит нужных результатов, тогда необходимо обратиться в отдел торговли, бытовых услуг и защиты прав потребителей администрации Жердевского района. О том, как рассматриваются жалобы потребителей, производится их консультирование и оказывается помощь в составлении исковых заявлений по выявленным фактам нарушений законодательства для обращений в суд, рассказал начальник отдела О.А. Девятов.
Очень часто потребители обращаются по фактам покупок некачественных телефонов, некачественной обуви. Часто нарушаются договоры купли-продажи, связанные с установкой пластиковых окон. Не исключен вариант, когда продавец не захочет даже разговаривать. Тогда прямая дорога в суд.
О.А. Девятову был задан ряд актуальных вопросов: покупка и возврат товара на рынке, где не выдаются чеки и трудно установить и доказать факт совершения покупки конкретно у того или иного продавца, обмен и ремонт в период гарантийного срока технически сложных товаров. При покупке некачественных продуктов рекомендовано, не откладывая дело в долгий ящик, обратиться в Роспотребнадзор, где нужно написать заявление и отдать товар на экспертизу. Ряд вопросов был посвящен качеству оказываемых коммунальных услуг. Активное участие в диалоге в форме вопросов и ответов приняли П. Литвинова, В. А. Шишкин, Т. М.Мерзликина, Н. М. Колмакова и другие.
Чтобы быть объективными, нужно учитывать мнение и второй стороны – продавцов, поэтому на мероприятие были приглашены индивидуальные предприниматели. Непосредственно от них участники мероприятия должны были узнать, какими же правами обладают потребители в случае продажи тех или иных товаров ненадлежащею качества.
Очень содержательную информацию по этому вопросу представил индивидуальный предприниматель С. И. Калинин (магазин «Техностиль»).Он рассказал о том, с какими претензиями приходится сталкиваться ему со стороны покупателей при продаже компьютеров, ноутбуков и другой оргтехники. В частности, он сообщил, что спорные вопросы с покупателями он решает в досудебном порядке.
Одно из правил римского права гласит: «Законы пишутся для бодрствующих, а не для спящих». Эта мысль верна и сегодня. И было бы здорово, если после нашего мероприятия пришедшие на него помогли защитить свои потребительские права «бодрствующим», а если повезет, то и пробудить от «правового сна» некоторых до сих пор «спавших» потребителей. Ведь для того, чтобы хорошо знать свои права, нужно хотя бы немного заниматься самообразованием. И где, как ни в библиотеке, черпать эти знания, знакомясь с книжными новинками, статьями из научных и научно-популярных журналов, новыми законодательными актами, информацией в электронном виде. В Центре правовой информации жители района могут бесплатно воспользоваться справочной правовой системой Консультант Плюс. Эта система будет надежным помощником, так как в ней содержится огромный массив правовой и справочной информации.В соответствии с Федеральным законом