Лента новостей
Статья15 января 2013, 15:07

«Во Иордане крещающуся Тебе, Боже…»

Этот двунадесятый церковный праздник, который также называется Богоявлением, особо чтим в народе. В сочельник и на следующий день верующие люди с сосудами в руках идут в храмы и на “иордань” - к водоемам, чтобы запастись крещенской водицей после ее Великого освящения. Однако, следуя традиции, многие ничего не знают о свойствах этой воды, зачем она освящается именно в эти дни и что с ней делать дальше.
В канун двунадесятого православного праздника ваш корреспондент встретился с настоятелем Михайло-Архангельского храма протоиереем Виктором СОКОЛОВЫМ и попросил ответить на эти и другие вопросы, интересующие наших читателей.


Какими свойствами обладает святая вода

- Отец Виктор, давайте начнем нашу беседу с напоминания свойств святой воды...
- Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь ею в болезнях и всякой немощи. Принимаемая натощак с верой и молитвою, она врачует наши телесные болезни.
- Хотелось бы знать, как впервые совершалось освящение воды...
- Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.
Вода не всегда нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято. “И увидел Бог все, что Он создал, - говорится в книге Бытия, - хорошо весьма” (Быт. 1, 31). Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой. Все на земле было запечатлено всеосвящающим благословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека: поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном, райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным, ибо “смерти Бог не сотворил” (Прем. 1, 13).
Но человек сам, через общение с духом нечистым принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания: “И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть” (Быт. 6, 3).
Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия. Стихии, служившие прежде человеку, изменились. Вода, сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках Правосудия Божия стала выступать орудием наказания нечестивых.
Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Изведенный Моисеем из скалы источник струил воду особую. Не простой была вода в источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседой Спасителя у этого источника.
Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: “и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд” (Чис. 5, 17).
Но совсем особая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека. При Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий, и послышался глас Отца Небесного: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3, 17).
Так, после грехопадения человека впервые явилось освящение воды.

Зачем в наши дни освящают воду

- Некоторые спрашивают сегодня: зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия?
- Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, потому как всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.
Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению нечистот, предотвращает умножение гибельных последствий наших грехов. Церковь освящает и землю, испрашивая у Бога благословение плодородия, и хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду.
Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь? “Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя” - говорится в Писании. Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силою молитвы и слова Божия низводит благословение Господне и благодать Пресвятого Животворящего Духа.

Где хранить крещенскую воду и как ею пользоваться


- Батюшка, а как долго может храниться освященная в праздник Крещения Господня вода? И где ее надо хранить дома? Как ею пользоваться? - Крещенская вода - это святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и потому требует благоговейного к себе отношения. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. По верованию Церкви агиасма (в переводе с греческого это слово означает святыня) - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище. По особой нужде в помощи Божией - при недугах или нападениях злых сил - пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. Особенным свойством святой воды является то, что добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей. Поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Различна ли вода, освященная в сочельник и в День Богоявления?

- Великое освящение воды совершается дважды: в самый день Богоявления и в сочельник. Некоторые считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник и в самый день Богоявления - различна...
- Это ошибочное мнение, при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия. Чтобы святая вода принесла пользу - будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.

Правда ли, что купание в проруби смывает все грехи?

- Батюшка, многие люди стремятся на Крещение Господне окунуться в “иордань” (препятствием не служат даже сильные морозы в наших краях), считая, что таким образом смываются все грехи...
- Это не так! Купание в проруби (иордани) - это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме или, если человек немощен, дома, в больнице, в другом месте перед святым Крестом и Евангелием в присутствии священника и при принятии причастия. Обязательно должно быть покаяние в совершенных грехах. Что такое покаяние? Это - исправление содеянного. Иуда тоже причастился, но у него не было покаяния, и он впал в тягчайший грех - предал Христа за тридцать сребреников.
В празднике Крещения Господня главное - Богоявление, Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день - это присутствие на церковной службе, исповедь и причащение Святых Христовых Таин, принятие крещенской воды.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, - имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Почему святая вода может испортиться?

- Отец Виктор, одна наша читательница рассказала, что однажды знакомая дала ей крещенскую воду, а вода эта отдает затхлостью, пить ее эта женщина боится... Что нужно в таком случае делать, куда эту воду определить - ведь она освященная?
- В силу разных обстоятельств, хотя и весьма редко, бывает, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннего употребления. Воду надо набирать в чистые емкости, в которых вода не должна портиться. Поэтому, если мы раньше в этих бутылках что-то хранили, если они не очень чистые, не нужно в них набирать святую воду. Помню, летом одна женщина стала наливать святую воду в бутылку из-под пива… Если такое случилось, что вода испортилась, ее следует вылить в какое-то непопираемое место, - скажем, в проточную реку, или в лесу под дерево, а сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление.
Часто прихожане любят делать замечания: например, одному нашему священнику стали объяснять, что освящал он воду неправильно - до дна бака не достал… Из-за этого, мол, вода не освятится… Что же, батюшка водолазом должен быть? Или что крест не серебряный… Не надо до дна доставать и крест может быть деревянный. Не нужно делать из святой воды культ, но и относиться нужно благочестиво!


МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ


Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Автор:Любовь Пьянова