Этот двунадесятый церковный праздник, который также называется Богоявлением, особо чтим в народе. В сочельник и на следующий день верующие люди с сосудами в руках идут в храмы и на “иордань” - к водоемам, чтобы запастись крещенской водицей после ее Великого освящения. Однако, следуя традиции, многие ничего не знают о свойствах этой воды, зачем она освящается именно в эти дни и что с ней делать дальше.
В канун двунадесятого православного праздника ваш корреспондент встретился с настоятелем Михайло-Архангельского храма протоиереем Виктором СОКОЛОВЫМ и попросил ответить на эти и другие вопросы, интересующие наших читателей.
Какими свойствами обладает святая вода
- Отец Виктор, давайте начнем нашу беседу с напоминания свойств святой воды...
- Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь ею в болезнях и всякой немощи. Принимаемая натощак с верой и молитвою, она врачует наши телесные болезни.
- Хотелось бы знать, как впервые совершалось освящение воды...
- Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.
Вода не всегда нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято. “И увидел Бог все, что Он создал, - говорится в книге Бытия, - хорошо весьма” (Быт. 1, 31). Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой. Все на земле было запечатлено всеосвящающим благословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека: поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном, райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным, ибо “смерти Бог не сотворил” (Прем. 1, 13).
Но человек сам, через общение с духом нечистым принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания: “И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть” (Быт. 6, 3).
Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия. Стихии, служившие прежде человеку, изменились. Вода, сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках Правосудия Божия стала выступать орудием наказания нечестивых.
Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Изведенный Моисеем из скалы источник струил воду особую. Не простой была вода в источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседой Спасителя у этого источника.
Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: “и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд” (Чис. 5, 17).
Но совсем особая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека. При Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий, и послышался глас Отца Небесного: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3, 17).
Так, после грехопадения человека впервые явилось освящение воды.
Зачем в наши дни освящают воду