Великий пост для “начинающих”.
Наступило Великое время в жизни каждого православного христианина. И даже люди, совершенно не причисляющие себя к верующим, чувствуют особенную суть этих дней - Великого поста, предшествующего Великому событию - Воскресению Христову. В самих названиях уже ощущается смысл и суть этих дней - может быть, смысл и суть не всеми прочувствованные, понятые и досягаемые, но, тем не менее, неоспоримо значимые для каждого.
Внутрихрамовая жизнь для тех, кто его не посещает регулярно, сегодня протекает с известной долей обособленности от мирской, «общей» жизни. Что происходит там, за этими красивыми стенами, под «златоглавой» крышей, увенчанной куполами с крестами на маковке? Об этом многие не задумываются, или задумываются мимолетом - «между делом», или когда звон колоколов, раздающийся время от времени с высокой колокольни, напомнит, что в селе существует церковь, и, - «кажется, я там давным-давно не был».
А между тем в храме идут службы, посвященные великому событию, значимость которого сложно переоценить, которое начинается заговеньем в Прощеное воскресенье, и завершается Величайшим праздником - Воскресением Христовым.
Вне стен храма надрываются голосами звезд и шоуменов телевизоры, с экранов в дома врывается ставший привычным шквал негатива, крови и насилия - в стенах храма звучит напоминание о том, что человек рожден для любви и добра, и призыв через покаяние найти Свой Путь к Богу.
Сегодня мы пишем не для того человека, который относит себя к воцерковленным людям - ему-то как раз и не нужно разъяснять смысл и внутреннюю суть Великого поста, рассказывать о его значении, расставлять акценты. Не задаемся и целью навязать свои убеждения скептикам и атеистам. Просто, собрав воедино сведения из литературы, Интернета, мнения и советы православных священников, попытаемся объяснить эту, в общем-то, очень непростую тему людям, которых можно назвать «дошколятами» в церковной жизни, но которые, тем не менее, пытаются найти свою «дорогу к храму».
«Что бы вы посоветовали тем, кто впервые решил соблюдать Великий пост?» - тема не из простых. Главный совет, который дают священнослужители людям, вступающим в свой первый пост - запастись терпением, смирением и любовью.
Ведь прежде всего пост – это внутреннее самоограничение. Тем, кто имеет какие-то дурные привычки, хорошо было бы отказаться от них хотя бы на время Великого поста. А что касается телесных ограничений, ограничений в пище, то хорошо бы и их соблюдать полностью. Но это все-таки не самое главное. Самое главное – научиться «не есть людей», жить в мире с ними. Не случайно в Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье.
Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Пост должен нести радость, а не печаль.
Все верующие люди не могут поститься совершенно одинаково – в силу их различий в возрасте, здоровье, образе жизни, степени воцерковленности.
И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на духовную жизнь свою характерную печать, превращая один и тот же духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто совершенно уникальное и особенное. Замечание относительно эпохи с ее особенностями приведено неспроста – многие священнослужители полагают, что реалии времени сегодня таковы, что по степени негативного воздействия на человека идет смещение акцентов с пищи на информацию. Раньше человек был здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Иначе говоря, потребление богатой белком пищи вызывало излишнюю активность гормонов, отвечающих за эмоции. Нужно было реально ослабеть физически, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек – это сплошь и рядом слабость, синдром хронической усталости и постоянного стресса, железодефицитная анемия и немощь. Он не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает.
Напротив, он просыпается уставшим, кое-как перекусив, идет на работу - которая, как правило, не любимая и интересная, а та, которую нашел, и которая не вызывает позитива и удовольствия, в течение дня он еле передвигает ноги. Ест он не ту пищу, которая полезна, а то, что не требует времени и сил на готовку.
Зато он перекормлен, с избытком напичкан информацией, большей частью - негативной, разрушающей психику и личность, информацией, которая льется ему в глаза и уши - изо всех сил стараются СМИ и Интернет, отчего многие, по меткому высказыванию одного из московских священнослужителей, «похожи на пациентов психиатрической клиники, почему-то ночующих дома».
Поэтому очень важным для тех, кто впервые соблюдает пост, будет выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях Великого поста. Это для впервые постящегося будет едва ли не полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах – это вещи более опасные, чем стакан молока, и требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения. Причем не только в Великий пост.
Наивно, конечно, предполагать, что достаточным будет, чтобы человек вступил в «информационный пост» и продолжал есть, что хочет. Не утешайте себя мыслями, что еда в пост - не главное, можно перестать поститься, но зато активно начать делать добрые дела. Ничто не мешает делать добрые дела и без куска колбасы в желудке.
Телесное воздержание, по словам отцов Церкви, есть действительно «мать всего доброго». Нужно «подсушить чрево» и раздать милостыню, помочь больным и одиноким, поупражняться в чтении Святых Писаний и в коленопреклонениях.
И все же волей-неволей приходится делать «поправку» на современность, понимать особенности мира, в котором мы живем, и не пытаться, как говорил святитель Филарет Московский, «превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый – в век пятый». И современник Филарета, святитель Игнатий повторял, как заповедь, слова: «Пойми время».
Всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для труда своей души, провести эти дни очень внимательно, чтобы во время работы над собой разобраться: что мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, молитву и покаяние. Известно же, что греческое слово «метанойя» – «покаяние», буквально означает «изменение сознания». Можно еще понимать покаяние в широком смысле - как путь постепенного, терпеливого преображения жизни. И начать лучше всего не откладывая - как раз с первой седмицы Великого поста.
Пост - период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва – только условия, при которых достигается цель – очищение души. Тем, кто «давно собирается сходить, да все некогда» - самое время посетить храм. Особенно хорошо послушать канон преподобного Андрея Критского, который можно услышать уже на первой вечерней Великопостной службе. Если же совершенно нет возможности прийти в храм на канон преподобного Андрея Критского, то нужно прочесть его хотя бы дома - спасибо Интернету, сейчас невозможно отговориться отсутствием церковной литературы - причем прочесть канон даже ночью, как это делали в советские времена наши благочестивые бабушки.
Важно понять: пост – это не диета, не только и даже не столько воздержание от скоромной пищи. Это добровольное воздержание от всего, что мешает человеку приблизиться к Богу, стать лучше, очистить душу. Хорошо бы каждому определить несколько основных своих грехов – то, что особенно мешает приблизиться к Богу. Это может быть гневливость или склонность к осуждению, зависть или лень, чревоугодие или пустословие…У каждого свое.
Любая борьба с грехом начинается с внимания к себе, к своей внутренней жизни. Сейчас модно давать себе послабления и рассуждать о невозможности для наших слабых сил полноценного поста. Если априори воспринимать пост с такой установкой, то ничего хорошего не получится. Если же просить у Бога помощи, чтобы Он дал пройти поприще поста успешно с рассуждением, то все получится.
Найти свою меру воздержания – одна из важнейших духовных задач Великого поста. Господь ведет человека, как ребенка, и поначалу показывает ему самую низенькую ступеньку лестницы. Но без этого первого шага движение дальше невозможно. И главная задача лукавого, говорят священники, заключается в том, чтобы не дать человеку сделать этот малюсенький первый шаг. Он внушает: «Это же мелочь, пустяк, просто глупость. Молиться, каяться…Тебе это не нужно! Подумаешь - вечеринка, подумаешь - выпивка, расслабиться же нужно! Смотри - вот новый сайт знакомств! Ого, а здесь предлагают новый экшн, с зомби, вампирами, морем крови! А вот реклама телешоу - посмотри, сегодняшний ворох грязного белья, который разворошит перед всей страной ведущий, особенно грязный! А пост вообще люди придумали, когда есть было нечего, и они хотели себя таким образом приучить к экономии…». Если такие «утешительные» мысли приходят в оправдание нашим слабостям, вспоминайте почаще, от кого они исходят.
Многие боятся, сомневаются - если не выдержишь строгостей, нарушишь пост, что делать? Обратимся к наставлению духовных учителей: «Вы идете по скользкой дороге. Упали. Что будете делать? Верно - встанете и пойдете дальше. Так и здесь. Встать и продолжать идти».
Пост – это не какой-то уровень компьютерной игры, не квест, который человек должен пройти без потерь, а если не прошел, то игра закончена. Хотя порой враг именно это человеку и нашептывает. А первый пост – это особенно важно.
Правда, чего делать не рекомендуют, так это давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить только во время поста, это значит, что вы будете семь недель не поститься полноценно, а ждать и предвкушать выпивку, и встретите Святую Пасху не торжественной радостью, а алкогольным делирием.
Пост – это не просто время воздержания, это время молитвы и покаяния, когда человек особым образом погружается в себя, достигает тех глубин своей души, к которым обычно приблизиться очень трудно. И Господь ему в этом помогает. Можно сказать, что во время поста небо для человека открыто.
Если вы хотя бы изредка, но переступаете порог храма, попросите на пост благословения священника - вы смиряетесь, а человеку, смирившемуся хотя бы в малом, Господь непременно дает Свою благодать. Это закон духовной жизни, который можно понять только на собственном опыте. Смирение, покаяние, послушание... Если человек сделает этот первый шаг, как правило, Господь даст ему больше, чем Он дает, скажем, монаху, священнику или тому, кто давно уже живет церковной жизнью. Со временем придется думать о глубине вхождения в пост, ну а сейчас вы просто придете, как ребенок, и Господь вам что-то даст, как дар – просто за то, что вы пришли. Что именно – трудно сказать, но то, что вам истинно будет нужно и что вы сможете уже сейчас принять и не потерять.
И помнить, что главное - не только в дни поста, а лучше - по жизни - мир с ближними. Это доступно каждому, даже самому занятому человеку. Без этого наиважнейшего момента весь труд поста становится бессмысленным. Все зависит от желания и усердия человека. Если это есть – все остальное приложится милостью Божией.