Лента новостей
Статья20 мая 2013, 10:33

Голос как дар Божий

Под дугой колокольчик поёт,
Под дугой, да под вязовою
Удалой парень девицу везёт,
Девицу чернобровую.
Улестил парень девку скромную,
Уманил её за собою,
В ширь степную, даль лесную, ночкой темную
Голос певицы казалось уносил зрителя вместе с влюблённой парочкой в ту необычайную «ширь степную, даль лесную».
Надежда Федоскина ворвалась со своим чудным колоратурным сопрано на сцену Сосновского Дома культуры где-то в середине 90-х. Тогда этот голос, легко выводивший технически трудные вокальные пассажи и рулады ошеломил: «Откуда такое чудо?!».
Теперь уж лет пятнадцать прошло, как Федоскина достояние нашей районной культуры. Привыкли и давно не удивляемся. Годы идут, и голос её уже переходит на лирико-драматический лад, но по-прежнему волнует, завораживает.

Наследница по прямой
Это было, наверно, одно из самых приятных интервью за всю мою многолетнюю журналистскую практику. Голос у Надежды и в разговоре звучит, как мелодия. К тому ж она, по-девичьи, смешлива, умеет когда надо посмеяться над собой – качество почти утраченное у наших озабоченных соотечественников. И когда я вспоминаю её репертуар, она легко, не церемонясь, напевает любимые зрителями арии и куплеты.
На детках, говорят, природа отдыхает. Но бывают и исключения. У Надежды голос наследственный, по прямой линии, от матери достался. Родилась в Пензенской области. Затем семья в поисках лучшей доли перебралась из пензенских степей в соседние казахстанские – в Уральскую область.
Мать Надежды – Александра – рядовая колхозница, но на деревенских вечёрках – королева.
- Голос как у Марии Мордасовой, только ещё «потембристей», - вспоминает Надежда. Однажды прославленный хор имени Пятницкого заглянул во время гастролей и в их края. Московские артисты не только выступали, но и общались с местными деревенскими, искали новые таланты. Ведь именно таким образом в этом хоре появилась однажды его главная жемчужина – простая русская девушка – тоже Александра – Прокошина, ставшая потом известная на всю страну. Это ей поэт Михаил Исаковский посвятил стихи: «Спой мне, спой, Прокошина».
Александра Федоскина могла бы стать второй Прокошиной. Её звали в хор, но разве могла она выскочить из этого «беличьего колеса»: колхоз - дети – колхоз. Деток-то уже восемь было, и паспортов колхозникам тогда не полагалось.
- А когда Вы почувствовали в себе этот дар Божий – голос высокой пробы? – спрашиваю я Надежду.
Она смеётся: разве это вспомнишь? Как птичка, пела себе и пела. Из далёкого детства есть правда одно смешное воспоминание. Двоюродная сестра подарила ей как-то книжку стихов очень популярного тогда Сергея Михалкова «Дядя Стёпа – великан».
- Да, очень популярные были стихи и очень длинные. Я, помню, выучила их наизусть и читала с высокой табуретки на ёлке.
- А я тогда весь этот текст переложила на музыку! – в голосе у Надежды звучат озорные нотки.
- Как это можно спеть? – спрашиваю я. – Только в современном молодёжном стиле рэп. Вот, оказывается, кто ещё был его родоначальницей!
- А в школе, что затевали?
- А в школе ещё чудеснее. Учитель был в начальных классах один на всех, и уроки пения тоже вёл, хотя ни голоса, ни слуха. А песню он с нами разучивал всегда одну и ту же – Гимн Советского Союза, только на разный мотив. И петь на каждом уроке заставлял на все эти мелодии меня. Я ещё тогда думала: почему же песня всегда такая разная?
После школы, кем быть, долго раздумывать не пришлось. Всё было предопределено. Только вот консерватории в областном Уральске не было. А ехать в город Горький далековато. Поступила в областное музыкальное училище, по окончании некоторое время работала в областной филармонии. А потом была директором детской музыкальной школы Теректинского района, преподавала также сольфеджио, вокал, музлитературу. Некоторые её воспитанницы и в консерваторию поступали.

Вот это хор!

В этом районе при Доме культуры был знатный хор, и Надежда с удовольствием влилась в него, а потом и возглавила, когда прежний руководитель ушёл на пенсию.
Тут ещё дело было в том, что первый секретарь райкома оказался большим любителем пения, сам петь не умел, но у супруги его был изумительный альт. В Темрюкском районе в хор ходил весь партийным и комсомольский актив, работники культуры, медики, учителя, рабочие и колхозники. Надежде было 32 года, когда она сумела сделать районный хор лучшим в республике. Ведь именно он, вместе с такими знаменитостями Казахстана, как Алибек Днишев, Бибигуль Тулегенова, представлял Казахстан во время Дней культуры республики, посвященных юбилею СССР.
О теректинском хоре были тогда восторженные отзывы в московских газетах. А Надежда не только дирижировала, но и постоянно солировала. Тогда только появилась песня о Василии Шукшине, и Федоскина запевала:
Ночные птицы закружили за холмом,
И деревенька поманила огоньком,
Там мать-старушка в старомодном шушуне,
Как о Есенине, грустит о Шукшине.
Вернулись домой с массой наград. Надежду внесли в список о предоставлении ей звания Заслуженной артистки Казахской ССР.
Но тут пришли перестроечные времена. И в очереди первыми оказывались люди с казахской фамилией. А её всё отодвигали. Затем начались претензии к репертуару хора: мало песен на местном языке, хотя она постоянно включала в репертуар песни уважаемого казахского народа. Однако хор то её все равно был русский.

«Бабье лето» Надежды
Но как-то сдвинулось всё в стране, началось «броуновское» движение населения и опять в поисках лучшей доли. Её семьёй всегда был хор, своей как-то не создала. А тут в любимой газете «Семья» заинтересовало объявление вдовца из Тамбовской области с двумя детьми подростками. Николай Ветров из Вторых Левых Ламок из большого множества женских писем выбрал Надеждино. Технарь по профессии, он был человеком музыкальным, сам выучился играть на баяне.
Надежда переехала к нему, устроилась учителем пения в школу. Но такой голос не спрячешь. И вскоре о её колоратурном сопрано узнал весь район, её исполнение стало украшением районных концертных программ и областных конкурсов. Романсы Рахманинова, болеро Делиба, колыбельная Гершмана, русские народные песни – красивая, живая, не «пластмассовая» музыка, и голос соответствующий.
К Надежде потянулись люди, любители пения. Так был создан хор сосновских пенсионерок - «Бабье лето». Они нашли друг друга благодаря поэтическому объединению «Родник», клубу «Ветеран», действующими при районной библиотеке. Постепенно «бабьи посиделки» выросли в небольшой хор, которым Федоскина очень дорожит. Это сегодня её любимое и главное детище. В хоре с удовольствием занимаются Клавдия Дробышева, Любовь Епифанова, Нина Ненашева, Людмила Ожогина, Нина Сергиенко, Галина Чернышёва, Наталья Фалалеева и другие, которым также от природы были даны и голос и слух, но развитие и применение их талантам не находилось. А аккомпаниатор у них супруг Надежды - Николай Ветров.
Как нужен им этот хор, это общение, эти песни как средства от не уныния и преждевременной старости. Чтобы радоваться самим и радовать других своим исполнительным мастерством, которое под руководством такого профессионального и душевного педагога год от года растёт. Они в своём руководителе души не чают. И любовь эта взаимна.
Автор:Вера Попова