Лента новостей
Статья23 мая 2013, 01:00

Любить природу — это так прекрасно!

Все мы — дети Природы. С малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

ВСЁ начинается с детства. Эко­логическое воспитание следует прививать как можно раньше, когда сердце ребёнка наиболее открыто для добра. Это грамотный, планомерный труд взрослых и постоянная работа ума, сердца, рук де­тей.
В процессе наблюдений, бесед малышей с людьми старшего возраста, активного общения с природой им становится понятно, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это — самостоятельно до­бытые и прочувствованные знания о явлениях живой природы. Имен­но подобный путь по­зна­ния окружающей среды яв­ляется основой ум­ственного развития дошкольника.
Природа, которую созерцает ребёнок, производит на него неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить мальчиков и девочек с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с окружающим миром у детей формируется любовь к родному краю.
Есть и ещё одна очень важная задача, для решения которой ну­жно стараться всеми силами приблизить подрастающее поколение к природе (растениям, животным) — воспитание доброты, человечности. Малыш должен жалеть живое существо, если ему больно. Нам надо научить детей любить и уважать всё живое: цветок, птицу, щенка, лягушку, защищать их. Как же передать всё это им? Прежде всего, взрослым самим необходимо научиться любить жи­вотных. Дети внимательно следят за тем, как старшие относятся к ним, и в дальнейшем будут поступать так же.
Ребёнок должен получить первоначальные знания о живых существах, источниками которых яв­ля­ют­ся художественная литература, рисунки с изображением животных, телевизионные передачи, а самое главное — непосредственное об­ще­ние с окружающим миром.
Нельзя забывать о том, что дети постоянно находятся в мире игры. Здесь они естественным образом усваивают различные сложные представления (обобщённые, ди­на­мические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляют полученные представления. В этом случае на помощь придут дидактические, а также настольные игры и даже подвижные, подчинённые природоведческой тематике.
Прекрасно, если грамотно ор­ганизована работа с родителями, и они всячески поддерживают интерес ребёнка к родной природе (по­ходы, экскурсии, приобретение печатной продукции и киноматериала и т. д.). Умея хорошо обращаться с животными, мальчики и девочки включают их в свои игры как партнёров, не всегда учитывая, что они живые. Этому способствуют некоторые сведения из книг, кинофильмов. Если, к примеру, в мультфильме кот может летать, то для ребёнка данный факт вполне правдоподобен. Значит и его кот мо­жет полетать, поэтому, занимаясь делами, нельзя выпускать ма­лышей из поля зрения. Дайте дошкольнику понять, на­сколь­ко необходимы его действия животному. Чем младше малыш, тем понятнее ему должны быть его обязанности.
Современные дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки мо­раль­ных и культурных ценностей, в мире материальных благ, на которые нацелено общество. Поэтому не нужно допускать формирования у подрастающего поколения потребительского, повелительного отношения к природе. Ребёнок, видящий красоту природы, познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Очень важно посредством ознакомления с разнообразием удивительной природы сформировать у юных граждан элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развить позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.




Автор:Серафима Попова