Все мы — дети Природы. С малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
ВСЁ начинается с детства. Экологическое воспитание следует прививать как можно раньше, когда сердце ребёнка наиболее открыто для добра. Это грамотный, планомерный труд взрослых и постоянная работа ума, сердца, рук детей.
В процессе наблюдений, бесед малышей с людьми старшего возраста, активного общения с природой им становится понятно, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это — самостоятельно добытые и прочувствованные знания о явлениях живой природы. Именно подобный путь познания окружающей среды является основой умственного развития дошкольника.
Природа, которую созерцает ребёнок, производит на него неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить мальчиков и девочек с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с окружающим миром у детей формируется любовь к родному краю.
Есть и ещё одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить подрастающее поколение к природе (растениям, животным) — воспитание доброты, человечности. Малыш должен жалеть живое существо, если ему больно. Нам надо научить детей любить и уважать всё живое: цветок, птицу, щенка, лягушку, защищать их. Как же передать всё это им? Прежде всего, взрослым самим необходимо научиться любить животных. Дети внимательно следят за тем, как старшие относятся к ним, и в дальнейшем будут поступать так же.
Ребёнок должен получить первоначальные знания о живых существах, источниками которых являются художественная литература, рисунки с изображением животных, телевизионные передачи, а самое главное — непосредственное общение с окружающим миром.
Нельзя забывать о том, что дети постоянно находятся в мире игры. Здесь они естественным образом усваивают различные сложные представления (обобщённые, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляют полученные представления. В этом случае на помощь придут дидактические, а также настольные игры и даже подвижные, подчинённые природоведческой тематике.
Прекрасно, если грамотно организована работа с родителями, и они всячески поддерживают интерес ребёнка к родной природе (походы, экскурсии, приобретение печатной продукции и киноматериала и т. д.). Умея хорошо обращаться с животными, мальчики и девочки включают их в свои игры как партнёров, не всегда учитывая, что они живые. Этому способствуют некоторые сведения из книг, кинофильмов. Если, к примеру, в мультфильме кот может летать, то для ребёнка данный факт вполне правдоподобен. Значит и его кот может полетать, поэтому, занимаясь делами, нельзя выпускать малышей из поля зрения. Дайте дошкольнику понять, насколько необходимы его действия животному. Чем младше малыш, тем понятнее ему должны быть его обязанности.
Современные дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки моральных и культурных ценностей, в мире материальных благ, на которые нацелено общество. Поэтому не нужно допускать формирования у подрастающего поколения потребительского, повелительного отношения к природе. Ребёнок, видящий красоту природы, познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Очень важно посредством ознакомления с разнообразием удивительной природы сформировать у юных граждан элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развить позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.