У каждого человека есть свой родной край, отчий дом, куда хочется вернуться. Почему это место так тянет к себе? Почему многие тоскуют о нем на чужбине? Наверное, потому, что знакомство с окружающим миром впервые происходило именно в этих местах. Маленький человек впервые здесь увидел солнце, услышал шум дождя, пошел в школу, обрел друзей. Здесь жили его деды и прадеды…
К сожалению, уходят люди, а вместе с ними уходит и память о родном крае. И чтобы этого не случилось, нужно обращаться к истории, разговаривать с краеведами, быть предельно внимательным при каждом упоминании о знакомых населенных пунктах. Сегодня хотелось бы рассказать о двух из них, вернее - об истории их возникновения.
Имение выиграл в карты?
На широких берегах некогда полноводной реки Битюг раскинулись два села: Новопокровка и Мельгуны. История возникновения этих сел своими тесно переплетенными корнями уходит в далекий XVIII век. Примерно в 1755 году екатерининский вельможа, сенатор и генерал П.Мельгунов стал владельцем этих земель и перевез сюда своих крестьян из других губерний России. Образовавшееся селение было названо по имени владельца – Мельгуны. В 1758 году в нем была построена Покровская церковь.
Впервые о селе Покровское упоминается в «Переписи церковных служащих Усманского уезда в 1782 году, где указано, что все церковные обязанности возложены на дьячка Иова Платонова. Далее село Покровское несколько раз переходило из рук в руки. К концу 1833 года в имении (теперь уже князя Волконского) насчитывалось около 1106 крестьян и дворовых людей. Но ни Волконский, ни кто-либо другой не прославил покровские земли, так, как граф Алексей Орлов-Давыдов.
Существует легенда, что он унаследовал это имение от своего отца, который выиграл его в карты. Чтобы развеять эти домыслы, обратимся к недавно вышедшему в свет сборнику материалов об истории посёлка Новопокровка и Новопокровского сахарного завода «Не пропавший без вести».
Купчая крепость
Создатели сборника приложили немало усилий, что бы вглядеться в прошлое и найти ответы, оставленные историей. Вот что мы прочли в сборнике и о чём нам рассказали соавторы книги Валерий Смольянинов и Юрий Куренков.
Действительно, имение, расположенное на месте современной Новопокровки, до 1917 года принадлежало графу Алексею Анатольевичу Орлову-Давыдову, которое он унаследовал от своего отца Анатолия Владимировича. Тот же, в свою очередь в 1885 году купил имение при селе Ново-Покровское у светлейшего князя Волконского за 820 тысяч рублей. На сей счет имеется копия купчей крепости, заверенная подписями обеих сторон. Так что ни о каком карточном выигрыше речи идти не может.
По сохранившимся воспоминаниям стариков, граф был хорошим хозяином. При нем центральная усадьба только расширялась и процветала. В имении Орлова-Давыдова было два прекрасных сада, ореховая роща, парники. Прекрасен был внешний облик усадьбы, её окружала красиво выложенная кирпичная ограда. В южной части имения располагались фермы для содержания тонкорунных овец. Это покажется немыслимым, но уже на рубеже веков в усадьбе Орлова-Давыдова было электрическое освещение, а соответственно, и электрическая мельница. И все же главным событием в истории имения стало строительство сахарного завода со всей полагающейся инфраструктурой. Одно из крупнейших в то время перерабатывающих предприятий было построено за один год. Рабочими местами в начале прошлого века было охвачено практически все население сел Новопокровка, Мельгуны, Чернянка и Городище.
Великий граф
Так кем же был Орлов-Давыдов? По свидетельствам историков, в России эта династия была несметно богата, ей принадлежал чуть ли не весь правый берег Волги плюс небольшие имения в центральной части страны. Что касается Алексея Анатольевича, то он был депутатом четвертой Госдумы, кадетом, да к тому еще и масоном. Дружил с самим Керенским, приглашал его на ужины, имел честь звать его на свою свадьбу. Впрочем, не только высокими чинами и зваными ужинами запомнился Алексей Анатольевич. Как описано в книге «Тайны графской усадьбы», вошел он в историю еще и с черного хода. Большой резонанс ходил вокруг его имени после развода со второй женой – простой певицей Пуаре. Тогда бывшие супруги ни как не могли поделить несметное имущество. История некрасивая, с чужим ребенком, обманом... От первого брака с Агофеклой Григорьевной у графа было пятеро детей. Были у него и два брата, о которых, к сожалению, мало что известно.
Эпилог
Современная Новопокровка сейчас слабо напоминает существовавшую когда-то графскую усадьбу. Но даже спустя многие годы здесь сохранились постройки времен Орлова-Давыдова. Кажется, вокруг монументальных зданий, построенных в архитектурном стиле начала прошлого века, по сей день витает дух того времени. Особо величаво выглядят заводская проходная, здание бывшей больницы. Да и некоторые жилые постройки говорят о размахах промышленного строительства. Все это уже история, летопись одного отдельно взятого русского поселка. И как прекрасно, что эта история творилась не только руками великого графа, но и умами пытливых краеведов, бережно донесших до нас летопись родного края.
Андрей СИНЮТИН
Тысяча восемьсот восемьдесят пятого года сентября четвёртого дня, мы, нижеподписавшиеся, светлейший князь Пётр Дмитриевич Волконский, и по доверенности графа Анатолия Владимировича Орлова-Давыдова действительный статский советник Иван Иванович Брюханов, заключили сие условие в следующем: я, князь Волконский, продал графу Анатолию Владимировичу Орлову-Давыдову принадлежащее мне имение, состоящее в Тамбовской губернии и уезде при селе Ново-Покровском, Мельгуново тож и деревнях Пещанки, Ахматовой, Шульгиной и Дмитриевки – Никольское тож общей площадью удобной и неудобной земли семь тысяч четырнадцать десятин пятьсот семь сажень, или сколько таковой в натуре окажется, более или менее всю без остатка, с находящимися на оной земле лесами, водами, строениями и хозяйственными заведениями…
(Из купчей крепости)