Лента новостей
Статья4 сентября 2013, 13:00

"Горное озеро" Александра Калама

Несколько недель назад в рамках акции "Картины в городе" на стенах бывшей восьмой школы появилось четыре полотна. Работы разных художников: пейзажи, портреты - вызвали интерес у рассказовцев. Мало кто проходит мимо, не обратив на них внимания. Мы решили узнать, что же это за произведения, рассказать вам об авторах, их жизни и творчестве.
Первым из четырех мы представляем вам швейцарского художника Александра Калама (1810-1864), в 1837 году написавшего теперь уже знакомое нам "Горное озеро".
Жизнь
Родился Александр Калам в семье резчика по мрамору (по другим источникам - бедного каменотеса). С 15 лет работал в банке. Рисовать начал ещё в юности, преимущественно пейзажи Швейцарии. В 1829 году, при финансовой поддержке своего работодателя, банкира Диодати, берёт уроки у художника Франсуа Диде. Через несколько месяцев обучения Калам решается посвятить свою жизнь художественному творчеству.
Начиная с 1835 года, живописец выставляет свои лесные и горные пейзажи в Берлине и в Париже, у его работ большое количество почитателей (особенно в Германии). В 1842 году он экспонирует в Париже пять своих полотен: "Монблан", "Юнгфрау", "Бриенцкое озеро", "Монте Роза" и "Монт Сервен". В 1844 художник совершает путешествие по Италии, посещает Рим и Неаполь, где делает многочисленные зарисовки и пишет несколько картин.
Творчество
Несмотря на то, что Калам был весьма успешен в передаче южной природы, главной его темой по-прежнему оставался горный ландшафт Швейцарии.
Отличительной особенностью творчества живописца являлось весьма частое отображение в четырёх пейзажах последовательно четырех времён года или суток. Большой популярностью пользовались его литографии, гравюры и художественные миниатюры, посвящённые швейцарской природе.
Частые путешествия по всей Европе позволяли художнику делать многочисленные натурные зарисовки и наблюдать природу в самых разных её проявлениях. Пленительные виды гор, озер, плоскогорий и долин отражались в его живописных работах и акварелях, в картинах, написанных сепией, углем, в литографиях и офортах.
Эпические, в основном альпийские, пейзажи Калама сделали его чрезвычайно популярным в XIX веке и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие пейзажного жанра.
Признание
Имя этого художника стало хорошо известно и в Европе, и в Америке, и в России. Более двухсот учеников из разных стран обучалось в его мастерской в городе Генфе. Уроки брали художники В. Орловский, И. Шишкин, П. Суходольский, А. Мещерский, а также многие члены русской царской семьи. Благодаря особому чувству природы, точности рисунка и колорита, великолепной технике, Калам достиг огромного успеха. Его покупателями были французский король Луи Филипп и император Наполеон III, вдова Николая I и многие титулованные особы европейских стран. Пейзажи Калама считались образцами для подражания и не раз отмечались высшими наградами на парижских Салонах (золотые медали в 1839 и 1841 годах, орден Почетного легиона в 1842 году), в Брюсселе (золотая медаль в 1842 году) и в голландском городе Лёвен (награжден орденом в 1846 году). Александр Калам был членом восьми европейских академий, в том числе Санкт-Петербурга и Брюсселя.
Живописные и графические работы Александра Калама экспонируются во многих музеях мира, в том числе в Лувре (Париж), в Национальной галерее (Лондон), в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва).
И смерть
В 1863 году знаменитый живописец отправился на лечение в Ментону, где и умер спустя несколько месяцев от туберкулеза.
В 1865 году на посмертной распродаже картин Калама в Париже, где оставались в основном небольшие подготовительные этюды и эскизы, общий доход от аукциона составил фантастическую по тем временам сумму в 180 тысяч франков.
Но уже спустя десятилетие уподобление Каламу стало в художественной критике синонимом порицания, а полотна некогда прославленного пейзажиста стали считаться надуманными и условными на фоне дальнейшего развития европейской пейзажной живописи.
Автор:Ирина БАРАНОВА.