Лента новостей10
Статья19 сентября 2013, 09:00

По-грузински – Сандро , По-армянски – Самвел, По-русски – Саша (Александр)

По-грузински – Сандро ,  По-армянски – Самвел,  По-русски – Саша (Александр)
По национальному составу населения Ржаксинский район – миниатюра Российской Федерации. Всероссийская перепись населения 2010 года зарегистрировала у нас более тридцати наций и народностей. Доминируют, естественно, русские, - 96,8%. Далее следуют украинцы, армяне, белорусы, немцы, татары, молдаване… А несколько человек представляют свой этнос в единственном числе.
О появлении единиц можно только догадываться, а вот что касается диаспор от десяти и более человек – здесь и гадать не надо. Приезжали девчонки на обработку свёклы – и становились жёнами ржаксинцев, сезонные строители из кавказских республик – оседали у нас, женясь на местных красавицах. Теперь, как бы то ни было, все мы россияне, все ржаксинцы.
Уже по названию рассказа, не сомневаюсь, вы, уважаемые читатели, поняли, что речь пойдёт о необычном человеке. Это, действительно, так. Слушайте…
Он – армянин – родился в Советском Союзе (село Ашагасарал, Марнеульский район, Грузия). А отец его работал школьным учителем, учил грузинских ребятишек русскому языку.
Представляете ситуацию?! Армянин в Грузии преподаёт русский язык… Впрочем, ничего удивительного и нет, - все мы тогда назывались «многонациональный совеский народ», у нас все были равны и все обладали одинаковыми правами. Кстати, и в нынешней Конституции Российской Федерации, в отличие от некоторых других союзных республик, эти положения тоже закреплены.
Мама мальчика не работала, была домохозяйкой. Почему? Во-первых, потому что на юге говорят – в приличных семьях женщины не должны работать, а во-вторых, когда работать – если у тебя восемь детей, а муж на работе и на работе? Вот поэтому и не работала.
С родителями, братьями и сёстрами мальчик говорил по-армянски, а в школе – по-грузински. Родственники звали его Самвелом, а школьные товарищи – Сандро.
Семья жила не в роскоши, на одну зарплату школьного учителя не пошикуешь. Но жили дружно, весело. Соседи их уважали.
В школе Сандро-Самвел учился хорошо. Нельзя было учиться плохо – ведь твой арик (папа) учитель, это раз, а другое – он не просто учитель, - он учитель-фронтовик. На его праздничном костюме ордена и медали – разве можно его позорить?
С четырёх лет отец начал учить сына играть в шахматы, а с третьего класса Самвел стал защищать честь школы на районных соревнованиях. Учась в старших классах, без познания теории шахмат, Самвел неоднократно занимал в районе место лидера.
После окончания школы год, до призыва в армию, Самвел работал разнорабочим на местной птицефабрике.
Потом Рига, танковая учебка, механик-водитель. Сержант, отличник боевой и политической подготовки. Перед демобилизацией командир части предложил ему, без экзаменов, стать курсантом военного училища. «Ми люди не военные, хочу домой».
Отец к тому времени вышел на пенсию, но был ещё крепок. «Спасибо, сынок, что вернулся. Ты у нас последний, и, по обычаю, должен жить с родителями. Но мы ни в чём не нуждаемся, силы есть. Поезжай в Россию. Твой брат Фриц, который там живёт уже не один год, доволен, - работы много. А здесь людей много, но работы мало».
В июне 1970 года в ряды строительной бригады армян, работающих в Ржаксинском районе, влился новый соплеменник, Самвел. Здание районной поликлиники, корпуса межхозяйственного предприятия по откорму и доращиванию КРС и свиней, молочный комплекс в колхозе имени Карла Маркса – штукатур, каменщик, маляр. В 1973 году Самвел-Саша поступает на заочное отделение экономического факультета Мичуринского плодовоовощного института.
1978 год ему памятен тем, что он получает диплом экономиста и карточку кандидата в члены КПСС, а 1979 – вступлением в члены КПСС и назначением директором райтопсбыта.
(«Неправду говорят, что армяне покупают дипломы за баранов, не было у меня отары, сам учился. Зачем учился? Наша пословица гласит: «Приданным жены в люди не выйдешь», - не класть же мне всю жизнь кирпичи»).
С тех пор знакомый многим как Саша становится всем известным в районе Александром (Самвелом) Ваграмовичем.
Чтобы сидеть на этом, по мнению незнающих, «хлебном» месте – надо обладать определённым даром. Углём тогда отапливалось практически всё население района, все объекты социальной сферы и все предприятия. Как району перезимовать, если по разнорядке поступает только половина от потребности? Едет в Кемерово, три вечера приглашает директора угольной шахты в ресторан, - пошёл уголёк. Едет в Ростов на Дону. Неделю не может попасть на приём к директору бассейна. У секретарши один ответ: «Он занят». Воспользовавшись её кратковременным отсутствием прошмыгивает в кабинет, а там… Двое играют в шахматы. «Это ошибочный ход, надо сюда пойти». Оказалось, что подсказал директору, и тот выиграл. «Ты кто такой? Что тебе надо?». «Десять вагонов угля». «Выиграешь – отпущу». Выигрывает, - пошёл уголёк.
Однажды к конторе райтопа утром звонит телефон: «Это первый секретарь райкома КПСС. Где директор?». «На территории». «Скажите ему, что мне завтра нечем будет отапливать дом». Директор срочно собирает всех трактористов и водителей: «Надо нагрузить три тонны отборного антрацита». В кузов самосвала ухают пудовые глыбы. После обеда новый звонок: «Это первый секретарь райкома КПСС. Где директор?». «На территории». «Спросите у него – ему надоело быть директором и членом партии?, или он сам собирается колоть уголь для печи?» Директор срочно собирает всех трактористов и водителей: «Надо привезти назад уголь, отправленный утром». На территории райтопа тросовая лопата крошит глыбы в щебень. «Ребята, перекидайте там уголь в сарай, магарыч с меня».
Но это единичный случай, а большинство подходило к Александру Ваграмовичу Саркисяну с мягкой просящей улыбкой: «Ваграмович, помоги». Есть уголь – бери, по очереди, а нет – хоть ты начальник, хоть рядовой – «Угла нет, один пыл».
«Здрасте. Я из далёкой деревни приехала, выпросила машину у председателя. Как бы уголёк взять?» «Занимай очередь, отпустим». Глуховатая бабуля снова: «Зима скоро, угля в избе нет, помоги, Абдулаич». Несмотря на сырость «комок» в райтопе стал превращаться в «пыл». «Какой я тебе Абдулаич? Я крещёный. Нет угла, ехай отсюда, не отпущу». Сгорбленная старушка уехала со слезами. А на следующий день директор райтопа сам отвёз уголь в деревню старушке. «Извини, погорячился я вчера».
Во время катастрофы на Чернобыльской АЭС Саркисяна вызвали в военкомат и сказали – «Собирай вещи, завтра будет отправка на ликвидацию последствий аварии». А завтра, когда он с рюкзаком пришёл в военкомат, ему сказали – «Иди работай, на тебя райком вето наложил. Без тебя в районе будет катастрофа».
За годы директорства С. В. Саркисяна неоднократно вызывали на военные сборы. Бывший сержант Советской Армии ныне майор, с правом ношения военной формы.
Работа в райтопе позади (за неё, между прочим, Самвел Вагранович Саркисян номинировался на звание «Члена-корреспондента Международной Академии Общественных наук» и на присуждение высшей общественной награды в области трудовых достижений ордена «За Обустройство земли Российской», подтверждающей значительный вклад в формирование новой России).
Вместе с женой, Ниной Степановной, врачом-терапевтом районной больницы, Александр Ваграмович воспитал троих детей. Светлана, 1977 года рождения, проживает в пос. Строитель, работает юристом, Сергей – 1979 г.р. – майор полиции, работает участковым в г. Уварово, Александр 1986 г.р. – окончил Воронежскую Технологическую академию, специалист по компьютерам. У четы Саркисян шестеро внучат.
Несмотря на армянскую поговорку: «Сколько ни тряси мешок из-под муки, всё будет мука сыпаться», - все дети нашего героя считают себя русскими. Более того, по Ржаксе ходил такой разговор – будто сын старшего брата Самвела Ваграмовича Фрица (Фёдора) Ваграновича Альберт спрашивает у отца: «Папа, а дядя Самвел – новый русский?». «Нет. Он старый русский. Новые не на Жигулях ездят. А от армянина у него остался только акцент».
Неважно – кто из ржаксинцев кто, - главное мы живём в мире и дружбе.
Автор:Владимир Мареев. Фото из семейного альбома