Тритикале – от лат. Triticum– пшеница и лат. Secale– рожь, - полиплодный гибрид пшеницы и ржи – первая зерновая культура, синтезированная человеком в 19-20 веках.
По устойчивости к неблагоприятным почвенно – климатическим условиям тритикале часто не уступает ржи и превосходит пшеницу.
Тритикале отличается большим потенциалом урожайности (100 ц(га) и высоким содержанием белка. Зерно используют как компонент комбикормов и в пивоваренном производстве.
Вместо предисловия
Может быть кто-то и удивится, но я напомню, причём, с твёрдым убеждением, что было время, когда молодые люди выбирали себе профессию не в угоду существующей моде на тот период, или с расчётом на будущие доходы, не для того, чтобы хвастаться дипломом о высшем образовании, а чтобы действительно стать специалистом и заниматься любимым делом.
Детство и школа
- Родилась я в посёлке Новый Свет, - начала свой рассказ Ольга Витальевна Постовая (в девичестве Головлёва), - героиня этой страницы.
Красивый был посёлок, людный… Пруд, ивы… Увы, был…
В 1967 году наша семья, как и многие другие, переехала на жительство в Тамбовскую областную опытную станцию.
Моя мама – Анна Кузьминична – работала в Чакинском сельпо продавцом и более 20 лет агентом Госстраха. Папа – Виталий Иванович, - начавший трудовую деятельность с 12 лет, больше 30 лет проработал на опытной станции электромонтёром. («Оленька, я окончил только шесть классов, а ты учись, поступай в институт».)
Моей первой учительницей была Мария Фёдоровна Веденеева. Она учила нас писать палочки, кружочки, буквы, из которых мы потом складывали первые слова – ма-ма мы-ла мы-лом Ми-лу. Сколько же терпения у неё было – мы такие разные, - а она находила подход к каждому. В классе не было отстающих. Мария Фёдоровна прививала нам любовь к природе, ко всему окружающему.
С благодарностью вспоминаю Л.А. Иванову, И.И. Волосатова, А.И. Леденёву, В.Л. Попова, Т.Н. Бессонову, Н.П. Кундашкину, Л.А. Заичкину, М.И. Козадаеву, Т.Г. Барышкову, чету Кожариновых – учителей Чакинской средней школы. Они давали не только знания, они учили добру, уважению к старшим, друг к другу.
Школу окончила на «4» и «5» в 1981 году, и подала документы в Мичуринский плодоовощной институт.
Родители были против
«Дочка, ну почему на агронома? В поле пыль, грязь, ругань трактористов… На экономиста бы, на бухгалтера. В крайнем случае, на садовода…»
Сподвижкой в выборе профессии агронома послужил ранний интерес к работникам науки. Я часто наблюдала на их работой, - они в белых халатах, как врачи, осматривают растения, делают какие-то записи в тетради. В летние каникулы Алевтина Ивановна Клеймёнова, агроном-семеновод, часто приглашала нас на проведение сортовых и видовых прополок семенных посевов ячменя и пшеницы в ОПХ «Центральное». «Видите отличия в колосе? Эти растения нам нужны, а вот такие надо удалять, чтобы они не засоряли посевной материал». Под руководством Петра Сергеевича Чернопятова, главного агронома опытной станции, отбирали почвенные образцы. Я никогда не надевала перчатки. Чернозём- это масло, его на хлеб можно намазывать.
Первые шаги в науку
Наша студенческая группа ничем не отличалась от других групп агрономического факультета – 23 юноши и 2 девушки.
Лекции, практические занятия… Каждый термин и каждое понятие изучаются и рассматриваются, как под микроскопом, и на самом деле так. Сколько души вкладывают в нас преподаватели! А Нина Ивановна Козадаева, преподаватель кафедры растениеводства, мой научный руководитель! Под её началом я подготовила дипломную работу «Влияние травосмесей на урожай последующих культур в условиях Центрального Черноземья». Мои доклады по этой теме на студенческой конференции в родном институте и в Ленинградском СХИ были оценены Почётными грамотами.
С дипломом в руках
В 1986 году «Учёный агроном», то есть я, была принята в штат Тамбовской областной опытной станции на должность лаборанта.
2000 год – младший научный сотрудник (МНС).
2003 год – научный сотрудник отдела семеноводства Тамбовского НИИСХа.
2005 год – Ученый секретарь института.
Работа ответственная, пунктуальная, щепетильная. Отчёты и планы о ежегодной научно-исследовательской работе института, сметы затрат по выполняемым темам, обработка входящей и исходящей информации, подготовка выставок, конференций, Дней поля, ведение и оформление протоколов заседаний Учёного совета института…
Что и говорить, работа очень интересная. Ты в курсе всех событий, происходящих в институте, знаешь о достижениях коллег, их планы… Но ведь это их достижения, их планы, а ты – клерк, владеющий информацией.
Во главе отдела
От кого-то из школьных учителей, кажется, от Людмилы Алексеевны Заичкиной я услышала: «Выбор профессии, по сути, сводится к ответу на вопрос – как сделать счастливыми 1/3 суток моей жизни?»
В 2009 году, когда в институте был организован отдел селекции озимой тритикале и меня назначили его заведующей, я поняла,- я счастливая.
Развитие животноводства в области требует создания прочной кормовой базы. Как, не увеличивая посевные площади кормовых культур, добиться увеличения производства кормов? Эту задачу, по мнению дирекции института, поможет решить пока еще мало распространенная культура тритикале, потенциал урожайности которой 100ц/га.
В 2006 году на институтских делянках началось изучение в экологическом сортоиспытании районированных и перспективных сортов озимой тритикале, - для выявления лучших и рекомендации их сельхозпроизводителям области.
Селекция – улучшение сорта растений и выведения новых сортов, путем искусственного отбора и скрещивания,- работа творческая, требует постоянного присутствия в поле и в лаборатории. Человек далекий от нее подумает: «Дети малые, в считалочки играют».
За период с 2008 по 2013 годы были изучены коллекционные образцы Всероссийского института растениеводства и ведущих селекционеров по тритикале. Лучшую урожайность в нашей области показывают сорта селекции Донского ЗНИИСХ – Алмаз, Топаз, Капрал, Сколот, Бард. Урожайность по ним в отдельные годы на естественном агрофоне доходила до 90 ц /га.
В процессе работы отделом выделены образцы с ценными признаками зимостойкости, продуктивности, устойчивости к полеганию и болезням. Путем внутривидовых скрещиваний нам удается создавать собственный селекционный материал, который изучается в различных селекционных питомниках. Цель работы – вывести урожайные сорта тритикале для нашей зоны, устойчивые к неблагоприятным условиям и отличающиеся высоким качеством зерна.
В чём оно, счастье
В настоящее время Ольга Витальевна Постовая является соискателем ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук и ведет научные исследования по теме «Селекционная ценность сортообразцов озимых тритикале в Центральном регионе России. Для ее выполнения она зачислена в штат лаборатории селекции тритикале Московского НИИСХа.
Для повышения квалификации Ольгу Витальевну в текущем году приглашали на курсы в Государственное научное учреждение «Всероссийский научно- исследовательский институт имени Н.И. Вавилова» Россельхозакадемии в Санкт-Петербурге.
За многолетний добросовестный труд, весомый вклад в развитие сельского хозяйства и в связи со 100-летием Тамбоского НИИСХ О.В. Постовая награждена Почётной грамотой администрации Ржаксинского района.
На вопрос: «Вы, счастливы?» - она отвечает: «Я счастливая. Мало того, что я сама влюблена в эту работу, мой сын Максим, тоже выбрал для себя профессию агронома».