Всем известно, что пост является неотъемлемой частью христианской жизни. Православные христиане постятся среду и пятницу каждой недели - это так называемые однодневные посты, и, кроме того, существуют ещё четыре многодневных поста - перед великими праздниками Пасхи, Рождества, Успения и святых апостолов Петра и Павла. В общей сложности более половины всех дней в году являются постными.
Почему же Церковь придаёт посту такую важность, уделяет ему так много внимания? Ведь, казалось бы, какое значение для наших отношений с Богом имеет съеденная или несъеденная колбаса или сметана? Такой вопрос обычно задают или люди далёкие от Церкви. Что же отвечать на это? Отвечать надо вот что: наши отношения с Богом, или, по-другому, духовная жизнь, очень сильно зависят от того, соблюдаем ли мы постные уставы Церкви или привыкли никогда и ни в чём себе не отказывать. Для подтверждения этой истины вспомним коротко те причины, по которым христианину необходимо поститься.
Итак, во-первых, пост - это наше участие в жизни, трудах и страданиях Христа. Мы именуем себя христианами, то есть последователями Иисуса Христа. Если мы Его последователи, то должны подражать Ему, учиться у Него, следовать за Ним. Христос, Сын Божий, претерпел Крест, распялся за нас, - и мы в свою меру должны ответить на эту бесконечную жертву Его любви, должны потрудиться и пострадать вместе с Ним, принять участие в Его подвиге, в Его Кресте. Однако мы знаем, что человек слаб, что часто он бывает слишком привязан ко всему земному и потому сам, по своей воле, оказывается неспособным в чём-либо ограничить себя, понести даже и малые аскетические труды. Поэтому мудрая наша мать, Церковь, и установила посты - чтобы человек, соблюдая их, мог хоть немного потрудиться вместе со Христом, принять участие в подвиге Его жизни.
Во-вторых, пост очень помогает христианам в брани с врагами нашего спасения, к которой мы призваны. Апостол Павел говорит, что мы ведём брань против начальств, властей и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. В борьбе с ними мы должны устоять и победить. И вот сильнейшим оружием в такой борьбе является пост. На это оружие указывает нам Сам Христос: род бесовский, говорит Он, изгоняется только молитвой и постом. То есть без поста этот род не изгоняется. Диавол получил власть над человеком через невоздержание Адама, вкусившего запретный плод. Может быть, именно поэтому избавление от его власти возможно путём противоположным - через воздержание, или иначе пост. Из Евангелия видно, что именно через сорокадневный пост в пустыне Христос нанёс врагу первое поражение. О посте следует сказать, что он очень помогает нам в духовной жизни: в молитве, богомыслии, богообщении. Дело в том, что человек состоит из души и тела, и они, будучи тесно связаны, влияют друг на друга, так что состояние души зависит от состояния тела. Если тело человека пресыщено, то оно и душу привязывает к плоти и материи, делает её тяжелой и бескрылой, неспособной возвыситься над земным прахом. Птица не может подняться к небу, если подрезать у неё крылья. Вот и человек, если он пресыщен и ни в чём себе не отказывает, не может приблизиться к Богу. "Сытая утроба, - говорит святой Иоанн Кронштадтский, -теряет веру, страх Божий и делается бесчувственной для молитвы, для благодарения и славословия Божия".
Следующая причина, почему нужно поститься: через пост мы оказываем послушание нашей матери Церкви. Если мы не постимся, то показываем этим, что Церковь нам не мать, что мы не хотим её слушать и сами лучше её знаем, как нам жить. Если же постимся, то подтверждаем этим, что Церковь - наша мать и мы её дети, потому что слушаем её.
Далее следует сказать, что пост является сильным оружием в борьбе с теми плотью и кровью, о которых сказано у апостола Павла, что они не наследуют Царствия Божия. Под "плотью" в словах апостола нужно понимать страсти и грехи тела, а под "кровью" - страсти и грехи души.
Из падших плоти и крови произрастают, как из семени, все наши грехи и страсти, все наши скверные мысли, слова и дела. Если мы живём этим, живём плотью и кровью, то мы не способны войти в Царствие Божие и пребывать в нём.
Пост - это наша жертва Богу, принесение себя в жертву. Если мы похудели и побледнели за время поста, то это значит, что мы кусок себя, часть собственного тела принесли в жертву Богу. А по словам святых отцов, Богу больше всего угодны именно жертвы, труды и скорби, понесённые ради Него.
Ещё следует сказать, что когда мы постимся, то являемся подражателями святых и праведников, которые все без исключения постились, и часто очень строго. Поэтому, соблюдая постные уставы Церкви, мы становимся едиными со святыми, - их последователями и братьями по оружию.
Итак, мы видим, что много имеется причин для того, чтобы соблюдать посты. Но пост, как и всякая христианская добродетель, должен совершаться с рассуждением. Без рассуждения совершаемая добродетель вместо пользы принесёт нам вред. Поститься нужно по возможности строго, но строго в меру. "Всякую вещь красит мера, - говорит преподобный Исаак Сирский, - без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным". Нужно определить для себя правильную меру поста. Эта мера у каждого своя. Одна мера для схимонахов и отшельников, другая - для монахов, живущих в монастыре, третья - для мирян. И опять-таки для мирян эта мера может быть очень неодинаковой: она зависит от возраста, состояния здоровья, физического сложения и образа жизни каждого христианина.
Церковью разрешаются в посте различные послабления. Ведь Церковь наша - это не бездушный тиран, а любящая и мудрая мать. Она не говорит: "Умри, но пост соблюди" - и не измеряет всех механически одной меркой. Например, для страдающих от каких-либо заболеваний разрешаются послабления в посте - вплоть до полной его отмены, потому что болезнь в каком-то смысле заменяет пост. Также разрешаются послабления для беременных, кормящих, путешествующих. Не распространяются посты со всей строгостью и на детей. Вообще, определяя для кого-либо меру поста, нужно всегда помнить, что пост - это не цель, но лишь средство. Да, средство это сильное и необходимое, но всё-таки оно - лишь средство. Целью же является приближение к Богу, соединение и общение с Ним. Поэтому в тех случаях, когда пост становится самоцелью, он не приближает человека к Богу, но, напротив, удаляет. И об этом всегда следует помнить.
Итак, братия и сестры, пост - это великое оружие в невидимой брани, в борьбе со страстями и грехом, средство, которое может очень помочь нам в деле духовного роста. Если мы научимся пользоваться этим оружием правильно, если будем соблюдать установленные Церковью посты, если, по мере сил, будем подвизаться в этой добродетели, то она поможет нам подняться по лестнице христианского совершенства, поможет угодить Богу и принести те духовные плоды, которых Он ждёт от нас, - от каждого в свою меру: в тридцать, в шестьдесят и в сто. Аминь.