Взгляд в прошлое с прицелом в будущее
Мне казалось, было это совсем недавно, но подумав, вспомнила: давно, лет восемь назад. Когда мои старшие дети учились эдак классе в пятом-шестом, а младшая – в начальной школе, в нашей семье впервые обозначилась тема: «Школа полного дня».
…«Мам, надо анкету заполнить, - с ходу озадачили меня старшие. - Ну, согласна ли ты и хотим ли мы целый день в школе находиться. С утра и до вечера. Мам, мы не хотим, сразу предупреждаем. И так дома совсем не бываем – то в кружках, то в клубе на репетиции, то в «музыкалке».
Анкет нужно было заполнить три: на каждого ребенка свою. И в итоге – практически гамлетовское - быть или не быть в нашем учебном заведении школе полного дня.
Поскольку ответы на многочисленные вопросы анкеты, среди которых - круг интересов детей, их любимые занятия, предметы и гастрономические предпочтения – для каждого из троих существенно различались, а к делу я привыкла подходить ответственно, процесс заполнения анкеты запомнился надолго. Да и тема, не скрою, разбудила мой еще не вполне почивший в то время педагогический интерес.
Обратившись к «первоисточникам» в виде снятых с чердака старых «методичек» и учебников по истории педагогики, еще раз убедилась: все новое – хорошо забытое старое. Кто из советских ребятишек, взращенных благословенной советской системой образования, не помнит школьных «продленок», где после окончания занятий можно было выучить уроки, побегать-поиграть в привычном коллективе, пообедать (бесплатно!) и, с пользой проведя время до прихода родителей с работы, свысока поглядывать на «непродленочных» одноклассников, вынужденных корпеть над уроками дома!
Хотя то, что мы делали раньше, теперь научились называть новыми словами. И, думается, потенциал этого хорошо забытого старого огромен, принимая во внимание опыт С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, и мог бы сегодня стать той научно обоснованной «точкой опоры», которая способна перевернуть современный школьный мир – учитывая госзаказ на современные образовательные стандарты и требования общества к качеству «образовательной услуги».
Только для этого родительская, педагогическая общественность, деятели науки, министерств и ведомств должны не просто разобраться, кому и зачем нужна школа полного дня, какую образовательную нишу она способна заполнить в наше время – но и определить, какие подходы, методы и возможности использовать для решения важнейшей задачи – полноценного обучения и воспитания ребенка в условиях «полнодневного» пребывания в школе. Чтобы вместе с водой не «выплеснуть» и младенца.
…Тогда, несколько лет назад, отвечая на практически гамлетовский вопрос анкеты, лично я сказала школе полного дня решительное «нет».
…Сегодня, побывав в Ивановке, где на базе начальной школы создана экспериментальная инновационная образовательная площадка – модель школы полного дня, и получив возможность не в виртуальном анкетном формате, а в режиме реального времени увидеть этот проект, подумала, а почему бы и нет?.
Это не тавтология и не обрубок знаменитой ленинской фразы. Именно это – «учиться учиться»: учиться непрерывно получать знания, самообразовываться, адаптировать возможности детей к желанию получать начальное, среднее, общее, затем – профессиональное образование, и ставит своей целью школа полного дня, главной задачей которой становится использование всех имеющихся ресурсов школы, учреждений дополнительного образования, общества, семьи для воспитания будущего достойного члена социума, социально ответственной личности. Каждому ученику - возможность проявить свои уникальные качества и стать успешным – девиз этой школы.
Ивановская школа – «первая ласточка» среди образовательных учреждений района, работающая в формате школы полного дня. Родилась она не спонтанно.
«Перед педагогами нашей школы в последние годы все четче вырисовывалась важнейшая задача – занятость детей во внеурочное время, позитивная организация досуга детей, которая бы не просто позволяла им провести время, но и шла на пользу их физическому, личностному развитию, раскрывала их творческие таланты и способности, укрепляла здоровье. А еще – ограничить пребывание детей в условиях «улицы», свести к минимуму ее негативное воздействие, ограничить бесконтрольное «болтание» детей по селу, пока родители находятся на работе», - рассказывает заместитель директора Ивановской школы по учебно-воспитательной работе, курирующая дошкольное и начальное образование, педагог с 33-х летним стажем Мария Ерохина.
«Мы проводили анкетирование, мониторинг мнений среди родителей, собирали родительские собрания, вели большую разъяснительную работу», - говорит Мария Анатольевна.
Идея школы полного дня легла на благодатную почву – в Ивановской школе учебный процесс выстраивается в четком взаимодействии и преемственности всех ступеней образования – от дошкольной и предшкольной подготовки до старшего школьного звена и дополнительного образования. Огромным плюсом и аргументом в пользу создания новой модели на базе именно Ивановской школы стала «автономия» здания детсада и начальной школы, расположенных в разных «крыльях» одного корпуса - с собственной столовой, спортзалом, детскими площадками.
Границы между урочным и внеурочным временем здесь практически стерты. Выигрывают все: родители, потому что знают, что дети под присмотром; дети, потому что помимо занятий в школе они общаются с друзьями и после уроков, в классе формируется крепкий «костяк», заложенный еще в детском саду; после уроков их кормят и помогают разобраться с трудными заданиями, они занимаются творчеством и спортом; учителя, потому что могут помочь детям выполнить домашние задания, дополнив в «продленке» то, что не все усвоили на уроке, более углубленно изучить сложный материал, «подстегнуть» отстающих.
Ваятели «человеческой глины»
А еще – именно в Ивановке сложилась своя собственная «школа роста» одаренных детей, о результативности которой читатели «Трудовой славы» могут судить по целому ряду публикаций. Прав был незабвенный Антуан де Сент-Экзюпери: «…житель планеты, несущейся в пространстве, ты не задаешься вопросами, на которые нет ответа, - ты просто-напросто обыватель... никто вовремя не схватил тебя и не удержал, а теперь слишком поздно. Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то».
Надо «лепить» «человеческую глину», пока ум ребенка гибок и он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира. Именно на это направлены уроки талантливого педагога дополнительного образования Людмилы Викторовны Семичевой, которая ведет кружок «Жар-птица».
Это даже не кружок и не творческое объединение – это истинные уроки творчества, где раскрывается художественный талант ребенка. И ярким подтверждением этому становятся достижения старшего поколения воспитанниц Людмилы Викторовны, покоривших не только Тамбов и Россию своими дизайнерскими, высокохудожественными работами, но уже шагнувших за ее границы.
А начинается эта кропотливая работа «лепки» еще в детском саду, где Семичева ведет «Школу Самоделкина» и, воплощая принцип преемственности, проводит одаренных детей через «Жар-птицу» к объединению художественной вышивки, резьбы по дереву или художественной росписи.
Школа полного дня работает в режиме с 8.30 до 17.00. Давайте пройдем вместе с учениками в школу и посмотрим, как складывается их учебный день.
Режим классов-групп полного дня включает уроки согласно учебному плану и расписанию занятий, питание учащихся, прогулки на свежем воздухе и активный отдых, самоподготовку, посещение объединений дополнительного образования, физкультурно-оздоровительные мероприятия, учебные курсы – чтобы наиболее полноценно удовлетворить потребность в образовании и выполнить «государственный заказ на образовательную услугу».
Допустим, в 8.30 некий Ваня Иванов вместе с другими ребятами своего класса начинает день с зарядки, после которой отправляется в свой класс на уроки.
В начальной школе работают опытные, грамотные, ответственные педагоги, настоящие профессионалы своего дела – Анна Алексеевна Клинцова, Ирина Алексеевна Кочетова, Надежда Сергеевна Курохтина, Наталья Николаевна Даньшова. Педагоги, работающие в школе полного дня, проводят с учениками внеклассные развивающие мероприятия, организовывают и контролируют самостоятельную работу учащихся по выполнению домашних заданий, оказывая необходимую помощь.
В первую смену наш Ваня Иванов занимается в классе, после каждого урока – активные игры на перемене.
В середине дня он отправляется в столовую, где получает полноценный обед из трех блюд. Заметим, что кормлению детей в течение учебного года предшествует родительское собрание, где сами «заказчики образовательной услуги» - родители учеников - решают, какую форму питания выбрать.
Уже несколько лет подряд родители выбирают полноценный обед из трех блюд, родительская плата за который составляет около 30 рублей в день. Деньги за питание поступают на счет школы, школьные повара «ломают голову», как в условиях повального подорожания продуктов питания приготовить полноценный, вкусный обед. И это им удается.
Правда, в последнее время пришлось ограничить в рационе фрукты – иначе родительская плата бы существенно возросла - но никто на их отсутствие не жалуется. Дети едят с аппетитом и просят добавки. В меню – супы, борщи, рассольники, лапша, это на первое. На второе – рагу, пюре, макароны, каши, котлеты, рыба. А на третье – чай, компот, кисель или сок с выпечкой, кондитерскими изделиями или бутербродом.
После обеда – снова в класс, продолжать уроки.
Но вот прозвенел звонок с последнего урока, и 75 учеников из 81 отправляются в три группы продленного дня.
Самоподготовка под контролем учителя – максимально эффективный способ закрепления изученного материала.
После самоподготовки – развитие способностей учащихся, то, что мы условно назвали «лепкой человеческой глины». Наш Ваня Иванов любит спорт и, закладывая фундамент будущих рекордов, увлеченно тренируется в спортивной секции. Его соседка по парте Леночка Петрова обладает хорошим слухом и голосом, и в это время отправляется на музыкальные занятия.
Потом они снова встречаются на занятиях кружка «Жар-птица», сменяющихся прогулкой.
После прогулки дети отправляются на полдник, состоящий из «второго» и «третьего».
Потом Ваня идет на учебный курс «Путешествие в мир математики», а Леночка – на «Занимательную грамматику», после которых они снова встречаются на дополнительных занятиях по английскому.
…Каждый ребенок в течение дня движется по своей персональной траектории. Кому куда двигаться, подсказывают воспитатели «продленки». Они курируют своих подопечных до того момента, пока не придет пора отправляться домой. Воспитатели – те же учителя начальных классов. Они работают и во второй половине дня – на полставки.
Образовательное учреждение, работающее в режиме школы полного дня, обеспечивает полноценное пребывание ребенка в школе. Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность учащихся – занятия в спортзале, прогулки, игры, зимой - лыжи. Школа полного дня интегрирует в себе функции общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования. Школа полного дня - это оптимальные условия для самовыражения, самоопределения каждого ребенка, стремления к дальнейшему непрерывному образованию. В школе полного дня не прогуляешь уроков и про домашнее задание «забыть» не сможешь. Кроме того, родители могут не беспокоиться за свое чадо, зная, что до 17.00 ребенок занят делом и находится в безопасности.
Важнейшим «пунктом» в деятельности школы являются «здоровьесберегающие» условия пребывания ребенка в школе. Школа полного дня имеет все возможности так выстраивать свою работу, чтобы чередовать учебу, труд, отдых, развивающую деятельность учащихся с учетом их возраста и возможностей школы, организовать преемственность между детским садом и начальной школой.
Читатель, внимательно прочитав публикацию, может упрекнуть журналиста в идеализации, неуместной восторженности, некоей сусальности картины, представленной просто-таки очередным «сном Веры Павловны».
Прегрешением против истины будет умолчать о проблемах, которые неизбежно сопровождают даже самое позитивное начинание.
Первое. Несомненно, школа полного дня гораздо лучше может развить личность ребенка, однако не стоит списывать со счета роль родителей, которые являются главными воспитателями и ориентирами ребенка.
Второе. Ребята устают видеть целый день все те же четыре стены, перегружаются общением друг с другом в учебной обстановке, вследствие чего повышается уровень агрессии и раздражения.
Третье. Каково педагогу вести столь объемную работу с детьми после основного учебного времени? Ведь на нем, помимо проведения уроков, лежит еще и ответственность за подготовку занятий на следующий день, и проверка тетрадей, и составление поурочных планов и отчетов, и подготовка кабинета к следующему учебному дню. А дома – вторая смена, собственные дети, семья, скотина и огород. В таком ритме работы педагоги неизбежно подвергнутся психоэмоциональному истощению даже с учетом достойного уровня оплаты.
Четвертое. В последние годы резко возросло количество гиперактивных, труднообучаемых детей, отличающихся повышенной двигательной активностью, сниженной концентрацией внимания. От общего переутомления им сложно удерживать себя в рамках социального поведения. Им физиологически необходима частая смена деятельности, много движения и… руководство специально подготовленных к работе с этой категорией детей педагогов и психологов. Длительно находясь в ограниченном пространстве школы, такой ребенок под любым предлогом будет стремиться вырваться за ее границы. Тем более – весной, когда в селе – красота и манит ветер «дальних странствий». Родители же с удовольствием отдадут активного, сложного ребенка на попечение учителя до 17 часов, чтобы полностью снять с себя ответственность за успеваемость и поведение собственного чада.
И еще один весомый аргумент – традиционное трудовое воспитание детей в сельской местности подразумевает активную помощь детей по хозяйству, уход за скотиной, работу в огороде и по дому. Именно привычка к труду выгодно отличает наших ребят, дает им отличную закалку в будущем. Поэтому вполне оправдано беспокойство родителей, что за неимением свободного времени отсутствие привычки к труду и не сформированные в детстве традиционные ориентиры осложнят не только материальную составляющую семьи, но и будущую жизнь ребенка.
Основная цель школы полного дня - формирование разносторонне и гармонично развитой личности, творчески активной, духовно развитой и физически здоровой. Пожелаем Ивановской школе на крепком «фундаменте» построить здоровую школу, которая станет не столько школой полного дня, сколько школой, наполненной жизнью.