Лента новостей
Статья6 апреля 2016, 12:37

Профессия — следователь

Что общего между профессиями следователя и журналиста, чем помогла в раскрытии преступления кефирная крышка, и почему «гастролёрам» не нравится наш город.

Работа — творческая!

Кипы документов, десятки допросов, изучение данных экспертиз, толстые тома уголовных дел, постоянный поиск истины... Пожалуй, именно так представляют себе будни следователя обыватели. Разговаривая с начальником следственного отдела по расследованию преступлений на территории отдела полиции № 1 СУ МВД России по городу Тамбову Денисом Колмаковым, сразу же прошу дать краткое и доходчивое определение профессии следователя.
— Задача следователя — расследование преступлений и принятие по ним процессуальных решений. Говоря официальным языком, необходимо задокументировать факт преступления, собрать и исследовать доказательства в причастности к преступлению конкретных лиц, дать юридическую оценку действиям этих лиц... — рассказывает Денис Алексеевич.
И хотя законодательством выделено всего несколько процессуальных действий, следственная работа подразумевает подход творческий и индивидуальный. Исследование доказательств, экспертных данных, допросы, осмотр места преступления... Разве можно относиться к этим действиям формально?
— Знаете, у наших профессий много общего, — обращается ко мне, журналисту, Денис Колмаков. — Те же сбор и анализ информации, общение с собеседником с целью получить информацию. Только у нас итогом должно стать раскрытие дела, а у вас — написание материала.

О психологии и не только

Истина — дама капризная, и порой к расследованию подключаются не только теоретические знания о методиках расследования, но и интуиция, и пресловутый жизненный опыт.
— К примеру, бывают дела, в которых на первый взгляд всё очевидно. На вероятного преступника указывают «железные» улики, но... Расследование невозможно без живого общения с людьми, иной раз на допросах просто чувствуешь, что нужно «копать» глубже, что очевидность вины обманчива, — говорит Денис Колмаков.
От того, насколько продуманы вопросы, да и просто от отношения к подследственным и свидетелям, зависит раскрытие многих дел. Хороший следователь — это не только грамотный юрист и пытливый аналитик, но ещё и хороший психолог.
— К собеседнику, пусть даже перед тобой сидит бывалый «зек», всегда нужно относиться уважительно. Обращение — только на Вы, по имени-отчеству, никаких кличек и жаргона, — объясняет начальник следственного отдела по расследованию преступлений на территории отдела полиции № 3 СУ МВД России по городу Тамбову Александр Мукин. — Иногда бывшие подследственные, отсидев срок, приходят и говорят мне спасибо за человеческое к ним отношение.
Александр Алексеевич в профессии 20 лет, из них больше 15 — в следствии. Говорит, что приходилось сталкиваться и с условно «простыми» делами, которые Артур Конан Дойл устами Шерлока Холмса назвал «делами на одну трубку», и с запутанными, со множеством многоходовых комбинаций, в которых действовали преступники из других регионов и даже стран.
— Могу выделить три дела с участием организованных преступных групп: кражи шуб, угоны дорогих автомобилей, махинации с банковскими картами. Конечно, было непросто, на раскрытие этих преступлений ушли месяцы, каждое дело — несколько увесистых томов, — говорит Александр Мукин. — Были и погони, и дежурства в отделе по несколько суток, и продолжительные допросы...
Раскрыть преступление, совершённое организованной преступной группой, весьма престижно, но и непросто. Основная сложность — доказать само наличие организованной группы, причастность и роль каждого подозреваемого в совершении преступления. Кстати, Александр Алексеевич уточняет, что многие преступления совершаются заезжими гастролёрами, успевшими «наследить» в других регионах. А обрывается их преступная дорожка в Тамбове.

Внимание к деталям

Ещё одно важное качество для следователя — скрупулёзность. Порой своеобразным «спусковым крючком» в раскрытии дела становится незначительная вроде бы деталь. Начальник следственного управления УМВД России по Тамбову Марина Демисинова рассказывает о серии краж, прокатившихся по частному сектору городской окраины. Всего — двадцать с лишним эпизодов.
Преступник проникал в дома, отжимая пластиковые окна. «Обчистив» очередной дом, на пару дней залегал на дно. Потом проявлял себя снова. На след преступника не могли выйти долгое время, многочисленные осмотры, показания и экспертизы результата не приносили.
— На осмотр места происшествия по одному из эпизодов выезжал в составе оперативно-следственной бригады старший следователь Александр Чуксин. На кухонном столе он заметил крышку от кефира. Хозяйка дома сказала, что они кефир не пьют. Проведя экспертизу, удалось обнаружить генетические следы вора — оказалось, что преступник, уроженец Уфимской области, уже несколько лет находится в розыске, — рассказала Марина Петровна Демисинова.

Команда профессионалов

Следственное управление УМВД России по городу Тамбову включает в себя четыре самостоятельных подразделения — следственные отделы по расследованию преступлений на территориях, закреплённых за городскими отделами полиции. Если раньше каждый отдел носил имя «подопечного» района, например, Ленинский РОВД, то сейчас отделам присвоены номера. Так, бывший Ленинский стал отделом полиции № 1, Советский — № 2, а Октябрьский район «поделили» отдел полиции № 3 и следственное управление МВД России по городу Тамбову.
На данный момент в городском следственном управлении в производстве около 400 дел, в том числе у каждого следователя — примерно по десять. Штатная численность следственного управления, включая и рядовых следователей, и руководящий состав, 58 человек. Впрочем, как поясняет Марина Демисинова, среди следователей немало прекрасных женщин, многие из которых сейчас находятся в отпуске по уходу за ребёнком.
— Поэтому вся нагрузка, все тяготы расследований ложатся сегодня на состав в тридцать с лишним человек. Но, знаете, я с уверенностью могу сказать, что у нас профессиональная, слаженная команда, — говорит Марина Петровна.
К слову, о молодых мамах в следствии. Марина Петровна, рассказывая о коллегах, отмечает старшего лейтенанта юстиции Инну Кареву и капитана юстиции Оксану Курепину. Обе девушки, несмотря на молодость, уже успели проявить себя профессионально.
— Хорошего, грамотного следователя видно сразу. Это человек с особым мышлением. Самое главное в нашей работе — желание «докопаться до истины» и здоровое упрямство в достижении цели. У Инны Владимировны и Оксаны Сергеевны эти качества есть, — поясняет Марина Демисинова. — И порой профессионализм не зависит от возраста. Да, у того, кто в профессии не один десяток лет, больше опыта. Но если нет стремления расследовать и изучать — время такому сотруднику профессионализма не прибавит.
В Следственном уп­ра­влении УМВД России по городу Тамбову много молодых следователей. Мои собеседники называют немало имён тех, кого ценят коллеги и отмечает руководство: следователи Агарон Ахоян, Максим Пискунов, Наталья Головкова и Александр Кириллов, старшие следователи Юлия Подколзина, Константин Ильин, Александр Чуксин и Алексей Кулаев, начальник следственного отдела по расследованию преступлений на территории отдела полиции № 2 СУ УМВД России по городу Тамбову Роман Зелепукин, заместитель начальника следственного отдела по расследованию преступлений против личности Сергей Тишкин...
— Следственная работа — это не только технический процесс. Это аналитика, выстраивание логических цепочек, поиск решения... — говорит старший следователь Алексей Кулаев. — Рабочие заботы не отпускают даже во время отдыха, мысли всё время возвращаются к обдумыванию дела. Бывает, что нужное решение или даже верный план действий приходят во сне. И это — не шутка!
Фото автора
Автор:Юлия Носова