Лента новостей
Статья10 ноября 2016, 13:02

Верный выбор

Ни один человек не рождается с готовой, правильно поставленной речью. Процесс овладения ею имеет постепенный характер и как правило сопряжён с множеством трудностей. Всё начинается с того, что малыш осваивает умение отчётливо и без ошибок выговаривать звуки родного языка, затем соединяет их в слова, связывает слова между собой в предложения. Но не всегда всё происходит именно таким образом. Нередко речевое развитие отмечается задержкой или нарушается в связи с особенностями развития ребёнка. Именно в таких случаях нужна помощь специалиста. 14 ноября отмечается Всемирный день логопеда. Накануне этого профессионального праздника мы отправились в один из детских садов нашего города, чтобы познакомиться с логопедом и из первых уст узнать, в чём же заключается его работа.

В трудовой книжке Наталии Евгеньевны Фёдоровой записей много, однако все они связаны с теми реформами и нововведениям, которые происходили в системе образования Уварова. А в действительности же она больше двадцати лет работает в одном и том же здании, в одном и том же кабинете. Наталия Евгеньевна - логопед детского сада "Теремок". Сюда она пришла в 1994 году после окончания Мордовского государственного педагогического института имени М.Е.Евсевьева. Наташа с детских лет мечтала работать с детьми и планировала стать учителем, раздумывала только над тем, какую специальность выбрать. Помогла родственница, которая работала во вспомогательной школе. Она-то и рассказала о профессии логопеда и подсказала, в какой вуз поступить.

Студенческие годы пришлись на сложные времена: начало девяностых, в стране неразбериха, в магазинах всё по талонам, цены росли как на дрожжах, зарплаты задерживали. От Саранска до Уварова путь неблизкий, домой каждый выходной не наездишься. Надо отдать должное родителям Наташи, они нашли силы пережить все эти тяготы и помогли дочери получить образование.

Учиться тоже непросто было, но очень интересно. На дефектологическом факультете изучали всё: и педагогику, и психологию, и медицину, причём последнее достаточно глубоко: анатомия, генетика, лор-органы и многое другое. Ведь чтобы решить проблему, надо знать её корни. Психологию также изучали очень основательно - возрастную, педагогическую, психологию "особых" детей и т.п. Студентам объясняли: чтобы решить проблему, нужно найти её корень. Почему ребёнок плохо говорит? Может, это какие-то проблемы со здоровьем - врождённые или приобретённые, например, неправильный прикус, высокое нёбо или короткая подъязычная уздечка. Если участковый педиатр ещё в младенческом возрасте заметит это и подскажет родителям, что необходимо обратиться к специалистам, то и проблемы с речью в дальнейшем не будет. А может, просто упущение родителей или же подражательство, когда дети, отлично проговаривающие все звуки, начинают шепелявить или картавить, пытаясь быть похожим на товарища, у которого есть такие речевые трудности. Влияет и среда, в которой растёт ребёнок. Если в семье не всё благополучно, если родители заняты только собой, а малыш растёт сам по себе, то о правильном развитии сложно говорить. Одним словом, причин, почему возникли проблемы с речью, много, и задача логопеда установить их, а затем грамотно выстроить методику работы с ребёнком.

За годы работы с дошколятами у Н.Е.Фёдоровой накопился богатый дидактический материал, имеется множество разработок как целых занятий, так и отдельных элементов. Но на достигнутом она не останавливается и к каждому занятию готовит что-то новое, осваивает новые методики. Каждые три года выезжает на курсы повышения квалификации. Общеобразовательные школы перешли на Федеральные государственные образовательные стандарты, и задача детсадов - подготовить детей к обучению по новым стандартам, поэтому в дошкольной программе также происходят изменения. Участвует в областных семинарах, в интернетовских вебинарах, с коллегами из других детсадов тесно сотрудничает, обмениваются опытом. Наталия Евгеньевна с сожалением констатирует, что в последние годы число детей, имеющих проблемы с речью, значительно выросло. И проблемы стали гораздо сложнее. С чем это связано, сказать сложно. Нарушение речи может возникнуть на разных этапах. Например, во время беременности мама перенесла какое-то инфекционное заболевание или вела неправильный образ жизни, а быть может, на генном уровне произошёл какой-то "сбой", что сказалось на формировании артикуляционного аппарата будущего малыша. Также во время родов ребёнок может получить травму, которая впоследствии скажется на чистоте и правильности его речи. Но есть и другая причина:

- Бич наших дней - дефицит человеческого общения, - говорит Н.Е.Фёдорова. - С младенчества главными друзьями ребёнка становятся телевизор, компьютер, планшет. Вместо того, чтобы гулять во дворе, общаться со сверстниками, разговаривать, маленький человечек смотрит мультики, играет в игры, и всё это он делает молча. Речевой аппарат не развивается. А компьютерные игры делают малыша раздражительным, нервным. Хочется призвать мам: вместо того, чтобы включать ребёнку компьютер, возьмите настольную игру или кубики и поиграйте с малышом, пообщайтесь. Больше вырезайте, лепите из пластилина, собирайте конструктор, одним словом развивайте мелкую моторику, ведь чем лучше развиты ручки у ребёнка, тем лучше развивается речь - это уже давно доказанный факт. Современные игрушки, несмотря на то, что они яркие и красивые, также мало способствуют развитию. Ведь главное предназначение детских игр в том, чтобы развивать мышление, воображение, фантазию. Раньше ребёнок брал обычную коробку, из неё мастерил кукольный домик или гараж для машинок, а составленные в рядок стулья были автобусом… Теперь же всё это покупается в готовом виде, не нужно ни руками работать, ни мозгом.

Давно подмечено, говорит Н.Е.Фёдорова, что в разных группах проблемы с произношением разных звуков. В одной группе шепелявят, в другой с буквой "л" не дружат, в третьей не "рычат". Это означает, что проблема имеет подражательный характер. В детском коллективе, как правило, всегда есть лидеры, за которыми тянутся и на которых стремятся быть похожими другие дети. Получается, если лидер не выговаривает какой-то звук, то в этом коллективе именно этот звук будет "хромать".

В начале каждого учебного года логопед знакомится с детьми в группах и выявляет, у кого какие имеются нарушения в речевом развитии. Затем этих деток обследует психолого-медико-педагогическая комиссия. Областные специалисты делают заключение, ставят диагноз и дают рекомендации. На основании этих рекомендаций составляется программа работы с каждым ребёнком на год. Дети делятся по группам, в зависимости от проблемы: кому-то не даются свистящие звуки, кто-то "не дружит" с шипящими, а кому-то никак не удаётся "зарычать". Начинаются занятия у всех одинаково - с артикуляционной гимнастики. А потом уже идёт работа в подгруппах и индивидуальная. Как правило, наиболее эффективная работа возможна, если в подгруппе не более шести детей. А в конце учебного года комиссия снова приезжает и делает заключение, есть ли речевые улучшения, с кем из деток продолжать занятия, а кто уже вполне всё освоил.

- Дети все разные, одним "поставить" звук удаётся за пару недель, а с кем-то приходится работать несколько месяцев, - рассказывает Н.Е.Фёдорова. - Многое зависит и от усидчивости, упорства самого ребёнка. А ещё большую роль в этом процессе играют родители. Они - первые помощники логопеда. Без их участия вся работа может пойти насмарку. Важно не только на занятиях правильно проговаривать звуки, но и закреплять всё это в повседневной речи. Обо всех успехах малыша родители информируются: такой-то звук появился, его надо активизировать, вводить как можно чаще в речь и делать это надо дома, общаясь с ребёнком. Должен быть постоянный речевой контроль: произнёс ребёнок неправильно звук - тут же поправлять и просить произнести правильно.

На уроках логопеда дети развивают подвижность артикуляционного аппарата, работают со звуками, выполняют упражнения на формирование фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи. Все занятия проходят исключительно в игровой форме. Очень важно, чтобы ребёнок не уставал и не раздражался, чтобы не пропало желание работать над речью. В арсенале Н.Е.Фёдоровой множество наглядных пособий, раздаточного материала.

- Работа моя мне нравится, - сказала в заключение нашей беседы Наталия Евгеньевна. - Здесь невозможно устать, заскучать от однообразия. Каждое занятие проходит по-разному, и детки все разные. Поводов для радости тоже много: удалось наконец поставить звук - радость. Много слов благодарности слышу от родителей. Очень рада, что в своё время сделала верный выбор и теперь моя профессия приносит мне удовлетворение.

Автор:Татьяна Сиднева