Железная дорога имеет огромное значение не только для целого государства, но и прочно вошла в жизнь каждого человека. Поэтому День железнодорожника, который страна отмечает в первое воскресенье августа, по праву можно считать праздником любого из нас.
Любовь к железной дороге к дорожному мастеру Грязинской дистанции пути на станции Жердевка Николаю Александровичу Дручку пришла еще в детстве, хотя ближайшая железнодорожная ветка находилась за 40 километров от его родной деревни Черкыж Волынской области Украины. И когда он, девятилетним мальчишкой, впервые поехал на поезде в гости к своей старшей сестре в Сумскую область, понял, что навседа «заболел» неповторимой атмосферой вокзальной суеты и магнетизмом убегающих вдаль стальных рельсов.
После одиннадцатого класса он поступил в техникум железнодорожного транспорта по программе «Путь и путевое хозяйство», где получил профессию бригадира пути и искусственных сооружений. Еще на практике на станции Цумань Николай понял, что работа эта – для настоящих мужчин, тяжелая, изнурительная, с ненормированным графиком. Но все равно не променял ее на комфортное просиживание в офисах, раз и навсегда отдав предпочтение железнодорожной отрасли, с которой связал свою дальнейшую жизнь. Правда, не сразу…
После армейской службы в танковых войсках, где был командиром танка Т-80У, ему, после распада Советского Союза, пришлось, как и многим, поехать на заработки в Россию. Николай оказался на сахарном заводе в Орловской области, где по распределению после окончания Жердевского техникума работала его будущая жена Наталья. Вскоре о возвращении на Украину речь уже не заходила. Молодые переехали на родину супруги, в Жердевку, которая стала для Николая Александровича по-настоящему родной. И он ни разу не пожалел о том, что оказался здесь, в самой глубинке Центрального Черноземья. «Везде можно жить, – говорит он. – Главное – оставаться человеком». Конечно, свои края он не забывает, часто навещает живущих в Западной Украине родственников и с сожалением говорит об изменившемся там отношении к России, о разногласиях по многим вопросам между еще недавно близкими по духу друзьями и знакомыми.
А в Жердевке у него любимая семья и главное дело всей его жизни.
На Грязинскую дистанцию пути Н. А. Дручок пришел сначала простым монтером. Некоторые из нас, видя на железнодорожных путях людей в оранжевых жилетах, думают: вот работенка, ходят туда-сюда, к чему-то присматриваются, что-то постукивают. И ведь не приходит мысль, что люди эти, монтеры пути, выполняют такую работу, от которой напрямую зависит наша пассажирская безопасность. Летом они следят за тем, чтобы не случилось выброса пути (искривления рельсов), который является серьезной угрозой для транспорта (одной из самых громких катастроф по этой причине стало крушение «Невского экспресса» в 2009 году), зимой – разрыва, выправляют пути, подбивают костыли. Много чего еще делают, ведь рельсы и шпалы, как живой организм, могут сдвигаться, опускаться и подниматься, износиться, в конце концов. А как им не износиться за почти 30 лет эксплуатации на этом участке! Поэтому путь всегда должен находиться под самым пристальным вниманием.
Монтером Николай Александрович проработал пять лет, затем последовало повышение – стал бригадиром пути, а с 2001 года по сегодняшний день он – дорожный мастер дистанции. В словосочетании «дорожный мастер» ключевым словом является последнее. Потому что мастер не только должен знать и уметь чуть больше своих подчиненных, но, самое главное, брать ответственность на себя за качество выполненной работы, за людей, поверивших ему, за безопасность на дороге. Как у любого мастера, обязанностей у Дручка немало. Нужно содержать в технически исправном состоянии путь, стрелочные переводы, искусственные сооружения, земляное полотно и путевые устройства в пределах участка. Он должен лично осматривать путь на протяжении всего линейного участка, контролировать своевременное и качественное устранение неисправностей, планировать и проверять выполнение работ, вести отчет по материалам… Перечислять список обязанностей можно очень долго. По его признанию, участок у него – один из самых сложных. В его подчинении 30 километров главного пути, 38 стрелочных переводов, семь километров подъездных путей, шесть переездов. В общем, работы – непочатый край. И свой участок он не оставляет без внимания ни на минуту, всегда держит руку на пульсе. Это необходимо для того, чтобы все работало как часы, потому что простой поезда из-за малейших неисправностей на пути даже на пять минут считается преступлением. Поезда на дистанции благодаря слаженной работе всего коллектива проходят без задержек, согласно графику.
За время нашего с ним разговора телефон просто разрывался от бесконечных звонков. И каждый звонок означал, что нужно куда-то выехать, что-то решить. Зато, когда сделаешь большую работу, признается Николай Александрович, и поймешь, что там, где был нестабильный путь, после твоего ремонта он стал сильным, рельсы более мощными, за этот узел душа уже не болит.
Сегодня на вверенном ему участке «Грязи – Поворино» трудятся 29 человек.
– У нас сложилась дружная команда, – рассказывает Николай Александрович. – Каждый понимает, что наша работа предполагает особую ответственность. К требованиям все относятся с пониманием. Без сложностей, конечно, не обходится. Легко сделать работу, когда есть материал, финансы. Но сейчас сложилась такая ситуация, что приходится самим изыскивать ресурсы, проявлять инициативу. Тем не менее, как бы ни была трудна работа на железной дороге, она отсеивает тех, кто работает без души. Это такая же школа мужества, как и армия. Тут такой же коллектив, такая же дисциплина. И люди, в жару и в стужу выходящие на пути, без преувеличения, совершают каждодневный подвиг.
Да и сами рабочие, осознавая, что руководитель и сам, что называется, из народа, и знает свою работу от «а» до «я», отвечают ему уважением.
Очень жаль, сетует Н. А. Дручок, что в связи с реорганизацией железной дороги, уменьшением объема перевозок пассажиров и грузов произошло сокращение кадров. Если в 1996 году, когда он пришел сюда работать, было 24 монтера, то сейчас только 10. Нынешний состав коллектива можно считать оптимальным, считает он. Но дальнейшее сокращение кадров просто немыслимо. Если подобное случится, невозможно будет гарантировать безопасное содержание дороги.
– Я очень благодарен людям, с которыми работал и работаю бок о бок, за то, что они трудятся на совесть, – подытоживают нашу беседу Николай Александрович. – И всех, кто имеет к железной дороге самое прямое отношение, от души поздравляю с нашим профессиональным праздником! Счастья вам, здоровья, благополучия в семьях и процветания!