Лента новостей
Статья23 апреля 2022, 16:01

Дороги без опасности: тамбовский юрист объяснил, когда электросамокат является транспортным средством

Если электросамокат является транспортным средством, то к нему предъявляются соответствующие ПДД.

Дороги без опасности: тамбовский юрист объяснил, когда электросамокат является транспортным средством
Фото: Ольга Смыкова

В Тамбове второй сезон действует кикшеринг. Это система краткосрочной аренды электросамокатов. Данным средством передвижения владеют и лично горожане. С одной стороны — это и развлечение, а также возможность добраться до нужного места за относительно короткое время. С другой — это конфликты, вызванные обращением горожан с данным средством передвижения. Некоторые пользователи кикшеринга просто бросают электросамокаты, где придётся. Тем самым они создают беспорядок на городских улицах. Кроме того, бывают случаи, когда лица, управляющие электросамокатами, игнорируют правила пользования. Тем самым они создают опасность как для себя, так и для других. Не всякий электросамокат является транспортным средством. Поэтому не к каждому из них применяются Правила дорожного движения и санкции за их нарушение. Исполнительный директор — руководитель Аппарата регионального отделения Ассоциации юристов России Антон Бибаров-Государев дал разъяснения по этой теме в рамках проекта «Тамбов: дороги без опасности».

Дороги без опасности: тамбовский юрист объяснил, когда электросамокат является транспортным средством

Какой электросамокат считается транспортным средством

— В последнее время в средствах массовой информации стала появляться новость, что Верховный суд признал электросамокаты транспортным средством. На самом деле эта информация не совсем соответствует действительности. Суд лишь подтвердил законность прописанных в Правилах дорожного движения (далее по тексту — ПДД) определений механического транспортного средства, пешехода и транспортного средства.

Согласно пункту 1.2 ПДД, пешеход — это лицо, находящееся вне транспорта на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К нему в том числе относятся люди, которые передвигаются в инвалидных колясках, ведут велосипед, мопед, мотоцикл, везут санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также используют для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

— Водительское удостоверение для управления самокатом не требуется, шлем тоже не нужен. Следовательно, и требования к водителям электросамокатов предъявляются как к пешеходам, — обратил внимание Антон Бибаров-Государев.

Между тем современные электросамокаты, как напоминает юрист, могут иметь мощный двигатель. Благодаря этому они способны развивать скорость сопоставимую со скоростью мопеда и даже выше. А мопед же уже является механическим транспортным средством и к нему применяются ПДД, в том числе касаемо наличия водительского удостоверения и шлема.

— В случае если электросамокат имеет электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки от 250 Вт до 4 кВт, а развиваемая скорость не более 50 км/час — то официально он уже может быть приравнен к мопеду и на него потребуются права категории «М» и шлем, а управлять им можно с 16 лет. 

При скорости более 50 км/час, он уже будет считаться мотоциклом, для которого нужно соответствующее водительское удостоверение. И само собой мотошлем.

— Суды при рассмотрении вопроса применения мер за причинение вреда к владельцам электросамокатов также всегда исходят из их технических характеристик. Примером является практика Ленинского районного суда г. Тамбова (дело № № 12-260/2017). Так, исходя из содержания решения суда, не трезвый мужчина в Тамбове ехал на электросамокате. Сам он, правда, утверждал, что самокатом не управлял, а просто находился рядом с ним на тротуаре. Сотрудники ГИБДД осмотрели его самокат и обнаружили маркировку мощности двигателя. Суд решил, что по техническим характеристикам это мопед, а, стало быть, водитель не относится к пешеходам. То, что мужчина управлял самокатом, подтвердили свидетели. И суд лишил его права управления транспортными средствами. Обжалование решения суда ни к чему не привело, решение осталось в силе. Кстати, отсутствие водительского удостоверения в таком случае тоже не спасло бы от ответственности. Если прав нет, то за такие нарушения наказывают существенным штрафом.

Если лицо, управляющее самокатом причинило вред, окружающим, то его ответственность в том числе зависит от того, было ли средство передвижения  транспортом.

— На сегодняшний день человек, пострадавший от наезда лица, который управлял электросамокатом мощностью, сопоставимой с мопедом, имеет право на возмещение вреда здоровью и жизни по статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), при этом вина водителя не имеет значения. А вот, если наезд произошёл на обычном самокате — то доказывания вины причинителя вреда уже не избежать. В любом случае такие споры придётся разбирать в суде.
Дороги без опасности: тамбовский юрист объяснил, когда электросамокат является транспортным средством

Что ещё нужно помнить

Лица, которые управляют самокатом или электросамокатом и являются пешеходами, Правила дорожного движения не обязывают использовать шлемы и другие средства защиты. Между тем человек должен в первую очередь заботиться о собственной безопасности и помнить, что средства защиты в данном случае совсем не лишние. Самокат, электросамокат — достаточно не устойчивые средства передвижения. По разным причинам человек может просто потерять равновесие и получить травмы. А вот шлем, наколенники и налокотники всё-таки помогут избежать серьёзных последствий. 

Прежде чем взять электросамокат по кикшерингу, следует внимательно изучить правила пользования этим средством передвижения. В частности в Тамбове в правилах пользования электросамокатами одного из сервисов отмечается: чтобы овладеть навыками езды, нужна практика и тренировка. Необходимо соблюдать дистанцию до других людей. В местах скопления людей нужно обязательно снижать скорость до скорости ходьбы. Стоит помнить, что резкое торможение может привести к падению. В тех же правилах прописывается и возрастные ограничения (18+), и другие нюансы, которые нужно внимательно изучить перед использованием сервиса.

Нельзя забывать о том, что безопасность зависит как от собственных действий, так и действий окружающих. Выбирая в качестве средства передвижения электросамокат, стоит оценить свои навыки, возможности и ситуацию в целом и не подвергать риску своё здоровье и здоровье людей вокруг.

Автор:Ольга Смыкова