— В последнее время в средствах массовой информации стала появляться новость, что Верховный суд признал электросамокаты транспортным средством. На самом деле эта информация не совсем соответствует действительности. Суд лишь подтвердил законность прописанных в Правилах дорожного движения (далее по тексту — ПДД) определений механического транспортного средства, пешехода и транспортного средства.
Согласно пункту 1.2 ПДД, пешеход — это лицо, находящееся вне транспорта на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К нему в том числе относятся люди, которые передвигаются в инвалидных колясках, ведут велосипед, мопед, мотоцикл, везут санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также используют для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
— Водительское удостоверение для управления самокатом не требуется, шлем тоже не нужен. Следовательно, и требования к водителям электросамокатов предъявляются как к пешеходам, — обратил внимание Антон Бибаров-Государев.
Между тем современные электросамокаты, как напоминает юрист, могут иметь мощный двигатель. Благодаря этому они способны развивать скорость сопоставимую со скоростью мопеда и даже выше. А мопед же уже является механическим транспортным средством и к нему применяются ПДД, в том числе касаемо наличия водительского удостоверения и шлема.
— В случае если электросамокат имеет электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки от 250 Вт до 4 кВт, а развиваемая скорость не более 50 км/час — то официально он уже может быть приравнен к мопеду и на него потребуются права категории «М» и шлем, а управлять им можно с 16 лет.
При скорости более 50 км/час, он уже будет считаться мотоциклом, для которого нужно соответствующее водительское удостоверение. И само собой мотошлем.
— Суды при рассмотрении вопроса применения мер за причинение вреда к владельцам электросамокатов также всегда исходят из их технических характеристик. Примером является практика Ленинского районного суда г. Тамбова (дело № № 12-260/2017). Так, исходя из содержания решения суда, не трезвый мужчина в Тамбове ехал на электросамокате. Сам он, правда, утверждал, что самокатом не управлял, а просто находился рядом с ним на тротуаре. Сотрудники ГИБДД осмотрели его самокат и обнаружили маркировку мощности двигателя. Суд решил, что по техническим характеристикам это мопед, а, стало быть, водитель не относится к пешеходам. То, что мужчина управлял самокатом, подтвердили свидетели. И суд лишил его права управления транспортными средствами. Обжалование решения суда ни к чему не привело, решение осталось в силе. Кстати, отсутствие водительского удостоверения в таком случае тоже не спасло бы от ответственности. Если прав нет, то за такие нарушения наказывают существенным штрафом.
Если лицо, управляющее самокатом причинило вред, окружающим, то его ответственность в том числе зависит от того, было ли средство передвижения транспортом.
— На сегодняшний день человек, пострадавший от наезда лица, который управлял электросамокатом мощностью, сопоставимой с мопедом, имеет право на возмещение вреда здоровью и жизни по статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), при этом вина водителя не имеет значения. А вот, если наезд произошёл на обычном самокате — то доказывания вины причинителя вреда уже не избежать. В любом случае такие споры придётся разбирать в суде.