Лента новостей
Статья22 мая 2022, 14:01

Дороги без опасности: о сигналах светофора и регулировщика

Что разрешает жёлтый мигающий сигнал светофора и поднятая вверх рука автоинспектора, в материале.

Дороги без опасности: о сигналах светофора и регулировщика
Фото: Ольга Смыкова

В регулировании дорожного движения особое место отводится светофорам. Перекрёстки, где они устанавливаются, считаются регулируемыми. Именно сигналами светофора должны руководствоваться водители, в том числе и когда они противоречат знакам приоритета (например, 2.1. «Главная дорога», 2.4. «Уступите дорогу» и другие). Однако если на дорогу выходит регулировщик, то тогда уже его указания должны выполнять водители и пешеходы вне зависимости от сигналов светофора, разметки или дорожных знаков. Подробнее об этом в проекте РИА «ТОП68» «Тамбов: дороги без опасности».

 

О сигналах светофора

Сигналы светофора могут предупреждать участников дорожного движения, а также запрещать либо разрешать проезд или переход.

Круглый зелёный сигнал разрешает движение, мигающий зелёный — также разрешает движение, но и одновременно информирует, что вскоре включится запрещающий сигнал.

Жёлтый круглый запрещает движение и предупреждает о смене сигналов. Когда такой сигнал включился, а водитель не может остановиться в предписанных ПДД местах, не применив при этом экстренного торможения, то ему разрешается продолжить движение. Пешеходы, которые находились на проезжей части, при включении жёлтого сигнала должны незамедлительно покинуть её. Если такой возможности нет, то, согласно ПДД, нужно остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки.

А вот жёлтый мигающий сигнал светофора движение не запрещает. Он предупреждает, что перекрёсток стал нерегулируемым. То есть водители здесь должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрёстков. Также жёлтый мигающий сигнал светофора информирует о пешеходном переходе, предупреждает об опасности.

Красный круглый сигнал светофора, в том числе и мигающий, запрещает движение. Если красный и жёлтый сигналы включились одновременно, то ехать нельзя. Одновременно это информирует о включении зелёного сигнала.

Сигналы светофоров в виде стрелок зелёного, жёлтого или красного цвета имеют те же значения, что и круглые. Однако их действия распространяются именно на те направления, которые показаны стрелкой.

Если стрелка разрешает поворот налево, то она допускает и разворот. В этом случае манёвр не должен запрещать дорожный знак.

Зелёная стрелка в дополнительной секции имеет такое же значение. Если дополнительная секция есть, но стрелка в ней не загорелась или загорелась красным, то ехать в указанном направлении нельзя.

Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта человека, то он распространяется на пешехода.

 

Реверсивный светофор

Для регулирования движения по полосам, в том числе тем, на которых направление может меняться на противоположенное, применяются реверсивные светофоры. Это светофоры с красным X-образным сигналом и зелёным сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Они соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой располагаются.

Жёлтая стрелка, направленная по диагонали вниз направо или налево, может дополнять такие светофоры. Она показывает, на какую полосу надо перестроиться, так как вскоре сменится сигнал светофора.

Если полоса обозначается разметкой 1.9. и над ней выключен сигнал реверсивного светофора, то движение по ней запрещается.

Разметка 1.9
Разметка 1.9

Светофор на железнодорожном переезде

Круглый бело-лунный мигающий сигнал разрешает движение транспорта через переезд. Если на переезде светофор выключен и поблизости нет поезда, локомотива или дрезины, то движение также допускается.

 

О сигналах регулировщика

Чтобы водителям было легче запомнить сигналы регулировщика, придуман стишок: «палка вверх устремлена — всем стоять велит она. Если палка смотрит вправо — ехать не имеешь права. Если палка смотрит в рот — делай правый поворот. Если палка смотрит влево — поезжай как королева.  «Голые» грудь и спина — для водителя стена».

А теперь по порядку. Когда регулировщик поднял руку вверх, и водителям, и пешеходам движение запрещается (кроме тех исключений, которые действуют при включении жёлтого сигнала светофора). При этом не имеет значения, каким боком инспектор находится по отношению к участникам дорожного движения.

Когда инспектор вытянул правую руку вперёд, то со стороны его левого бока безрельсовым транспортным средствам разрешается движение во всех направлениях («палка смотрит влево»), со стороны груди («палка смотрит в рот») — разрешается ехать направо, со стороны правого бока («палка смотрит вправо») и спины — ехать никуда нельзя. Пешеходы при этом могут перейти дорогу за спиной регулировщика.

Если инспектор вытянул руки в стороны или опустил их, то со стороны боков безрельсовым транспортным средствам разрешается движение прямо и направо. Пешеходы могут перейти проезжую часть. Со стороны груди и спины движение запрещается и пешеходам, и транспорту.

Порой, чтобы и водителям, и пешеходам было понятнее, регулировщик может применять и другие сигналы. Жезл или диск с красным сигналом он может задействовать для лучшей видимости. Чтобы привлечь внимание, может использоваться свисток.

 

Где остановиться
Когда загорелся запрещающий сигнал светофора (кроме реверсивного) или регулировщик подал соответствующий сигнал, надо остановиться перед стоп-линией (знак 6.16). Если её нет, то на перекрёстке — перед пересекаемой проезжей частью; перед железнодорожным переездом — перед знаком 2.5  или светофором (если и их нет, то не ближе 5 м от шлагбаума, при его отсутствии — не ближе 10 м до ближайшего рельса); в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех другим участникам дорожного движения. Стоит отметить, что в первом случае надо помнить: водитель, который въехал на перекресток на разрешающий сигнал должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. 

— Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора, — уточняется в ПДД.
6.16. «Стоп-линия»
6.16. «Стоп-линия»
2.5. «Движение без остановки запрещено»
2.5. «Движение без остановки запрещено»
Автор:Ольга Смыкова