В регулировании дорожного движения особое место отводится светофорам. Перекрёстки, где они устанавливаются, считаются регулируемыми. Именно сигналами светофора должны руководствоваться водители, в том числе и когда они противоречат знакам приоритета (например, 2.1. «Главная дорога», 2.4. «Уступите дорогу» и другие). Однако если на дорогу выходит регулировщик, то тогда уже его указания должны выполнять водители и пешеходы вне зависимости от сигналов светофора, разметки или дорожных знаков. Подробнее об этом в проекте РИА «ТОП68» «Тамбов: дороги без опасности».
О сигналах светофора
Сигналы светофора могут предупреждать участников дорожного движения, а также запрещать либо разрешать проезд или переход.
Круглый зелёный сигнал разрешает движение, мигающий зелёный — также разрешает движение, но и одновременно информирует, что вскоре включится запрещающий сигнал.
Жёлтый круглый запрещает движение и предупреждает о смене сигналов. Когда такой сигнал включился, а водитель не может остановиться в предписанных ПДД местах, не применив при этом экстренного торможения, то ему разрешается продолжить движение. Пешеходы, которые находились на проезжей части, при включении жёлтого сигнала должны незамедлительно покинуть её. Если такой возможности нет, то, согласно ПДД, нужно остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки.
А вот жёлтый мигающий сигнал светофора движение не запрещает. Он предупреждает, что перекрёсток стал нерегулируемым. То есть водители здесь должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрёстков. Также жёлтый мигающий сигнал светофора информирует о пешеходном переходе, предупреждает об опасности.
Красный круглый сигнал светофора, в том числе и мигающий, запрещает движение. Если красный и жёлтый сигналы включились одновременно, то ехать нельзя. Одновременно это информирует о включении зелёного сигнала.
Сигналы светофоров в виде стрелок зелёного, жёлтого или красного цвета имеют те же значения, что и круглые. Однако их действия распространяются именно на те направления, которые показаны стрелкой.
Если стрелка разрешает поворот налево, то она допускает и разворот. В этом случае манёвр не должен запрещать дорожный знак.
Зелёная стрелка в дополнительной секции имеет такое же значение. Если дополнительная секция есть, но стрелка в ней не загорелась или загорелась красным, то ехать в указанном направлении нельзя.
Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта человека, то он распространяется на пешехода.
Реверсивный светофор
Для регулирования движения по полосам, в том числе тем, на которых направление может меняться на противоположенное, применяются реверсивные светофоры. Это светофоры с красным X-образным сигналом и зелёным сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Они соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой располагаются.
Жёлтая стрелка, направленная по диагонали вниз направо или налево, может дополнять такие светофоры. Она показывает, на какую полосу надо перестроиться, так как вскоре сменится сигнал светофора.
Если полоса обозначается разметкой 1.9. и над ней выключен сигнал реверсивного светофора, то движение по ней запрещается.