Самым важным периодом для процесса сепарации-индивидуации Елена Дьячкова назвала возраст от 5 до 30 месяцев, когда ребёнок осознаёт своё тело. Тогда он понимает, что является отдельной личностью, как и его родители — и начинает готовиться к постепенному взрослению:
— Американский психолог Хоффман выделил четыре вида сепарации, через которые должен пройти каждый взрослеющий человек: устранение недоверия и переживания вины в отношениях с родителями; обретение независимости суждений; независимости от родительского одобрения и поддержки; самостоятельности в принятии решений.
Психологическая сепарация вообще понимается как достижение личностной зрелости. В его процессе человек учится справляться с чувством тревоги, отделять чувственное от рационального, чувствовать себя в безопасности в близости с другими. При правильном развитии личности та способна на качественно иной уровень отношений, чем ребёнок.
— Для того, чтобы поддержать это развитие, свою поддержку должны оказать сами родители. В первую очередь они должны понять, что их дети — не они. Ребёнок должен иметь собственную жизнь, свой путь, выборы и решения — спутника жизни, профессии, интересов. Всё это в детях необходимо уважать и поощрять — так маленькая личность избежит негативных повторяющихся сценариев и полностью осознает себя как индивидуальность.
Елена Дьячкова отметила, что избежать неприятностей или же преодолеть потребности вполне возможно. Для этого она выделила главные навыки, которые нужно тренировать для правильного прохождения сепарации:
- Осознания того, что нравится, и что не нравится самому человеку — без влияния окружающих. Для того, чтобы поупражняться в этом, можно использовать лист бумаги, разделённый на две части, и выписывать в два списка интересы и неприятные вещи.
- Трезвого восприятия происходящего, адекватной оценки себя и окружающих — чтобы помочь личности сформировать это умение, родителям нужно своему ребёнку качественное внимание. К таковому относятся игры, чтение, обсуждение проблем на равных.
- Рефлексии — ребёнка можно научить работать со своими чувствами, привлекая его внимание к тому, почему он почувствовал то или иное в определённой ситуации. Также помогут разборы ситуаций из книг и иных художественных произведений.
- Находить способы решения, возможности для реализации своих желаний — здесь важно не критиковать ребёнка за каждый недочёт, а давать ему ошибаться и самостоятельно отыскивать верные ответы.