Лента новостей
Статья12 сентября , 20:02

Как обрести независимость от родителей. Советы тамбовского психолога

Доцент Елена Дьячкова рассказала о причинах сепарационных травм и методах преодоления их последствий.

Фото: pxhere.com

Зачастую источником психологических проблем становится так называемая сепарационная травма. Так называют кризис ребёнка, у которого переход к самостоятельной жизни произошёл болезненно. О том, как и почему возникает это переживание, и как бороться с его последствиями, редакции РИА «ТОП68» рассказала кандидат психологических наук, тамбовский психолог Елена Дьячкова.

Она пояснила, что признаки сепарационной травма могут проявляться в жизни таких личностей как:

  • Наделённых мнимым чувством вины, чувствующих себя виноватыми «на пустом месте»;
  • Наоборот, перекладывающих ответственность на окружающих;
  • С трудностями в построении крепких безопасных отношений — как любовных и дружеских, так и деловых;
  • «Достигаторов» с вечным «синдромом отличника» — такие люди продолжают добиваться успехов только для того, чтобы с их помощью завоевать любовь родителей;
  • С проблемами в финансовой сфере — в этом случае ребёнок вырос, но так и не научился правильно управлять своими деньгами; продолжает прибегать к помощи родителей;
  • С подавленными эмоциями — человек не понимает, чего он хочет; имеет трудности с самоопределением, выбором профессии или с реализацией в профессиональной деятельности.

Также из-за сепарационной травмы могут возникнуть разнообразные зависимости и созависимости. Зачастую это — попытки «показать себя взрослым», сбежать от своей «детскости».

— Что касается трудностей с построением взаимоотношений во взрослом возрасте — эти люди испытывают чувство одиночества, но не могут обзавестись новыми знакомыми. Иногда они наступают на одни и те же грабли, всё время выбирая «не тех» партнёров для общения. Человек рискует тем, что, несмотря на его готовность помочь всем вокруг, ему самому может не прийти на помощь никто.
Фото: pxhere.com

Перекладывание ответственности или взваливание на себя лишней вины считаются следствием низкого уровня подготовки к конфликтам, серьёзному взрослому диалогу, в котором интересы обеих сторон должны учитываться в равной степени. В случае же «ребёнка», не сумевшего полностью пройти сепарацию от родителей, он часто будет или обелять себя, или ставить в позицию наказываемого — потому что эти роли для него останутся привычными и приемлемыми.

— Соответственно, то же самое касается и «достигаторов» с людьми, имеющими трудности в финансовой сфере — они не смогли приспособиться к новому для них амплуа личностей, работающих ради самих себя. Ведь взрослый человек примечателен не только возрастом и способностью создать семью, но и автономностью и самостоятельными амбициями.

Для того, чтобы справиться с сепарационной травмой, важно понимать её вид. Все сепарации от родителей делятся на «отделения» и «разделения» — то есть на плавный переход к самостоятельной жизни или же разрыв с родителями вследствие ссоры.

— Наиболее подробно феномен сепарации ребёнка от матери описала Маргарет Малер, использовавшая термин «сепарация-индивидуация». Про индивидуацию — развитие автономии восприятия, памяти, мышления и проверки реальности — также говорил Карл Густав Юнг. Благодаря их исследованиям мы знаем, что нарушения сепарации (которая должна привести личность к индивидуации) ограничивают способность сохранять свою индивидуальность во взрослой жизни.
Фото: Юлия Новикова

Самым важным периодом для процесса сепарации-индивидуации Елена Дьячкова назвала возраст от 5 до 30 месяцев, когда ребёнок осознаёт своё тело. Тогда он понимает, что является отдельной личностью, как и его родители — и начинает готовиться к постепенному взрослению:

— Американский психолог Хоффман выделил четыре вида сепарации, через которые должен пройти каждый взрослеющий человек: устранение недоверия и переживания вины в отношениях с родителями; обретение независимости суждений; независимости от родительского одобрения и поддержки; самостоятельности в принятии решений.

Психологическая сепарация вообще понимается как достижение личностной зрелости. В его процессе человек учится справляться с чувством тревоги, отделять чувственное от рационального, чувствовать себя в безопасности в близости с другими. При правильном развитии личности та способна на качественно иной уровень отношений, чем ребёнок.

— Для того, чтобы поддержать это развитие, свою поддержку должны оказать сами родители. В первую очередь они должны понять, что их дети — не они. Ребёнок должен иметь собственную жизнь, свой путь, выборы и решения — спутника жизни, профессии, интересов. Всё это в детях необходимо уважать и поощрять — так маленькая личность избежит негативных повторяющихся сценариев и полностью осознает себя как индивидуальность.

Елена Дьячкова отметила, что избежать неприятностей или же преодолеть потребности вполне возможно. Для этого она выделила главные навыки, которые нужно тренировать для правильного прохождения сепарации:

  • Осознания того, что нравится, и что не нравится самому человеку — без влияния окружающих. Для того, чтобы поупражняться в этом, можно использовать лист бумаги, разделённый на две части, и выписывать в два списка интересы и неприятные вещи.
  • Трезвого восприятия происходящего, адекватной оценки себя и окружающих — чтобы помочь личности сформировать это умение, родителям нужно своему ребёнку качественное внимание. К таковому относятся игры, чтение, обсуждение проблем на равных.
  • Рефлексии — ребёнка можно научить работать со своими чувствами, привлекая его внимание к тому, почему он почувствовал то или иное в определённой ситуации. Также помогут разборы ситуаций из книг и иных художественных произведений.
  • Находить способы решения, возможности для реализации своих желаний — здесь важно не критиковать ребёнка за каждый недочёт, а давать ему ошибаться и самостоятельно отыскивать верные ответы.
Автор:Иван Шарапов