Лента новостей
карточек: 414 августа , 09:49

Спасы: тамбовский священник о народных традициях

Спасы – летние народно-христианские праздники, сохранившиеся в России с давних времён. РИА «‎ТОП68»‎ расскажет об истории и традициях Медового, Яблочного и Орехового (Хлебного) Спасов.

Фото: Алексей Бучнев, Юлия Фролова
1О значении праздников

Само слово «‎Спас» произошло от имени Иисуса Христа — Спасителя. При этом в народной культуре название праздников объясняли традициями сбора урожая. То есть набрала семья мёда, яблок, зерна и орехов (не обязательно полный комплект), освятила их в церкви, возблагодарила Бога — значит, спаслась. По крайней мере, от голода.

На Успенский пост (с 14 по 27 августа) приходятся Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. В народе этот период иногда называют Спасовками. Во время него следует праздновать сбор урожая.

Как рассказал РИА «‎ТОП68» тамбовский священник Александр Быканов, клирик Архиерейского подворья Троицкого храма, Спасы, вопреки распространённому заблуждению, не являются обязательными праздниками в жизни православного христианина. Ведь они возникли как синтез славянских языческих обрядов и православных традиций. Поэтому они намного больше народные, чем христианские.

2Медовый спас

Медовый спас празднуется 14 августа и является одним из неофициальных праздников пчеловодов. В этот день пасечники собирали первый мёд — и, по возможности, угощали кого-нибудь из земляков. «‎На первый Спас и нищий медку покушает» — говорили крестьяне, не забывая при этом нести соты в церковь и на освящение, и даже на помин родителей.

Кроме пчеловодов, Медовый Спас важен и для земледельцев, начинающих в него посев озимых хлебов. Семена, поля и колодцы также часто окропляли святой водой. Жители сёл и деревень 14 августа, сделав все дела, до позднего вечера вели хороводы и устраивали разнообразные постные трапезы в кругу семьи и друзей.

— В день Медового Спаса церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. Это одновременно и первый день Успенского поста. Однако для народа этот Спас важнее тем, что в него начинают массово собирать мёд и освящать его. Есть много пословиц, обычаев для 14 августа, — сказал Александр Быканов. 

Многие христиане в этот день вспоминают ветхозаветных мучеников Маккавеев, следовавших законам Моисея в то время, когда царь Антиох насаждал в Иерусалиме поклонение языческим божествам. 

3Яблочный спас

Яблочный Спас празднуется 19 августа. В православии этот день связан с Преображением Господним, которое принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. Вечером накануне этого дня в храмах совершают Всенощное бдение, а в сам праздник — литургию, при этом цвет богослужебных одежд обычно бывает белым, символизирующим божественный свет.

В народе полагали, что Яблочный Спас означает преображение природы и наступление осени, а также время освящения яблок или иных плодов и фруктов нового урожая. Некоторые освящённые колосья и семена часто сохраняли до следующего сева. При этом во многих русских деревнях девушки, постясь собранными плодами, гадали на суженых.

Ранее считалось грехом есть созревшие яблоки до 19 августа, однако сейчас церковь признаёт это заблуждением. Поверье было связано с тем, что до Спаса эти фрукты якобы раздавали в качестве гостинцев в раю тем детям, которые при жизни так и не успели их попробовать. Матери же, потерявшие детей, освящали яблоки и клали их на могилки погибших.

Закат солнца 19 августа традиционно сопровождался хороводом и другими танцами. Молодёжь распевала песни, а старики вспоминали народные пословицы: «‎Какой второй Спас, такой и январь», «‎Сухой день — сухая осень, мокрый — мокрая, а ясный — суровая зима».

4Ореховый (Хлебный) Спас

Хлебный или Ореховый Спас отмечается 29 августа. В православии связан с перенесением нерукотворного образа Господня в Константинополь. По преданию, художник князя Эдесского, захотевший изобразить Христа, после долгих попыток так и не смог это сделать. Тогда Иисус, умывшись, вытер лицо платком — и на ткани оказалось изображение Спасителя.

Двойное название третьего Спаса возникло из-за народного наблюдения: «‎Урожая на орехи двух лет сряду не бывает». Раз в год деревенские жители собирают либо большой урожай хлеба, либо и хлеб, и орехи. Как раз к 29 августа обычно созревают дары леса, а если год не тот — сельчане пекут много пирогов.

В третий Спас почитают врача-мученика Диомида, к которому обращаются за помощью при разных болезнях, а также Фёдоровскую икону Божией Матери, перед которой женщины молятся о благополучных родах, кормлении молоком, помощи в семейных и других житейских делах. Все три праздника объединяет примета — считается, что ласточки улетают в период Спасовок, и, если к Хлебному спасу улетит журавль, на Покров (14 октября) будет холодно. 

Автор:Иван Шарапов