Лента новостей
Статья17 марта 2016, 15:24

Волшебство начинается с азбуки

"Вся наша жизнь - игра"… Ребята, которые занимаются в молодёжном театре "Луна", имеют полное право на это утверждение. Они уже не мыслят своего существования без напряжённых репетиций, театральных подмостков, той особенной, волнующей тишины, что наступает в зрительном зале перед началом спектакля, и шума оваций…

Актёру нужен зритель
"Луна" была организована на базе ДК "Дружба" и, по мнению её руководителя Ольги Александровны Хахиной, это лучший вариант:
- Здесь есть сцена, зрительный зал, без которых трудно создать нужную творческую атмосферу. И, самое главное, у ребят имеется возможность не только овладевать теорией, но и выступать перед зрителями, участвовать во всех городских мероприятиях. Это важно: для детей нет лучшего стимула, чем применение своих познаний на практике. У писателя и поэта должны быть читатели, а у актёра обязательно должен быть зритель…
Ещё один плюс - материальная база. Конечно, когда заходит речь о подборе костюмов для спектакля, приходится обращаться за помощью к родителям юных актёров. Но многое можно "отыскать" в костюмерной ДК. К тому же отдел культуры администрации города выделяет средства на приобретение грима в специализированных магазинах областного центра.

"А" и "Б"
В составе молодёжного театра 15 человек. Возраст разный: от 11 до 17 лет. Дважды в неделю ребята приходят на занятия к своему педагогу и погружаются в волшебный мир театрального искусства. Впрочем, "волшебство" начинается с весьма будничных рабочих моментов, с азбуки, которую следует затвердить назубок. Прежде всего - речеголосовой тренинг. Он нужен для того, чтобы развивать дикцию, тембр голоса, память, научиться правильно говорить, владеть множеством интонаций. Ребята путаются в скороговорках, делают упражнения на сочетание гласных и согласных звуков: долго тянут "а", соединяя его со второй буквой алфавита… Всё это необходимо актёру так же, как музыканту необходимы гаммы.

Учимся падать
Приходит черёд этюдов - упражнений для развития актёрской техники. Они могут быть разными по содержанию, стилистике, задачам, сложности. А представляют собой что-то наподобие небольших сценок, но без слов и без предметов. Подросткам даётся задание обыграть какое-либо обстоятельство: "Я стою под дождём", "Я иду по лужам". Или сервировать несуществующий стол несуществующими приборами. Особое внимание в этом случае обращается на убедительность мимики лица и точность жестов.
Сценическое движение - ещё одна театральная дисциплина, и, надо сказать, очень нелёгкая. Попробуйте изобразить падение, тогда поймёте, о чём идёт речь. Падать-то придётся "искренне", так, чтобы никто не заявил "Не верю". А пуховые перинки никто тебе на сцене не настелет.

До жеста, до взгляда
Любой спектакль, как слово из букв, состоит из мизансцен. Их грамотное построение - залог успешного выступления. Мало выучить текст, нужно твёрдо знать, где и как встать или сесть в определённую минуту, насколько высоко поднять руку, каким жестом и взглядом сопроводить свою речь. Следует учитывать и то, что в характере построения мизансцен находит своё выражение стиль и жанровая природа спектакля. К примеру: классическая трагедия подразумевает строгие, монументальные мизансцены, водевиль - лёгкие и подвижные, бытовая драма - реалистические и убедительные. Возможен и обратный, парадоксальный режиссёрский ход: мизансцена, на первый взгляд, противоречит общему стилевому решению спектакля, переводит его "звучание" в иную плоскость. Но это уже высшая театральная школа…

Жить, а не играть
Итак, готовится спектакль. Нужно распределить роли. В этом случае Ольга Александровна никогда не навязывает своего мнения воспитанникам. Надеется на "своих детей", которые уже умеют трезво оценивать свои возможности и возможности своих товарищей. Любая роль выносится на всеобщее обсуждение и на голосование: подростки сами решают, кому её отдать. Не раз О.А.Хахина слышала: "Нет, это я не сыграю так, как сыграет…". Далее следует имя.
А вот когда роли распределены, успех спектакля зависит не столько от юных актёров, сколько от их наставницы и режиссёра. Именно ей предстоит помочь своим подопечным раскрыться на сцене. Иначе - провал. Дети, в отличие от взрослых, ещё не знают фальши, они очень искренни, непосредственны. Это большой плюс, но в этом же заключается и большая сложность. Не сможет подросток сыграть хорошо, если он не вживётся в роль, если почувствует её только умом, но не душой и сердцем. Выход один: педагог обязан сделать так, чтобы его ученик не играл, не изображал что-то, а проживал на сцене жизнь своего героя.

Заслуженные овации
Юные уваровские актёры оказывают сегодня большую помощь культработникам. Работают вместе со взрослыми практически на всех городских мероприятиях и выезжают на Покровскую ярмарку в Тамбов. Веселят людей в костюмах задорных Петрушек и Скоморохов, участвуют в забавных сценках, что разыгрываются на импровизированных концертных площадках во время народных гуляний. Ставят социальные спектакли, направленные на борьбу с пьянством, наркоманией и табакокурением. Гастролируют с ними по соседним районам и сами учатся понимать вред пагубных привычек. Но особенно гордятся они спектаклем "Волшебные шишки". Театральное действо было рассчитано на сорок минут, три месяца готовились к нему ребята, репетиции длились не менее двух с половиной часов. Дебютировали на сцене "Дружбы" в преддверии Нового года. Когда после множества испытаний и приключений Снежная баба превратилась в очаровательную Снегурочку, а Чучело обернулось прекрасным принцем, в переполненном зрительном зале раздались настоящие овации. С неменьшим восторгом аплодировали ребятам жители Ржаксы: там "Луна" тоже собрала полный зал.
Позже юные актёры делились своими впечатлениями с Ольгой Александровной Хахиной:
- Когда нам аплодировали… Была такая радость, такие сильные эмоции, которых мы не испытывали никогда…
Автор:Олеся Харламова