Лента новостей
Статья16 февраля 2015, 11:46

Можно ли повлиять на ценообразование в рыночных условиях?

Ещё в августе Росстат сообщил, что цены на продукты, попавшие в «чёрный список», резко взлетели. Похоже, что только санкции смогли научить кур «летать», так как стоимость охлаждённой курятины в магазинах взлетела только за две недели августа почти на 2 %. Не отставали в этом сомнительном соревновании и сыры, рыба, другие продукты.

Регулировать цены в условиях рыночной экономики недопустимо, однако контролировать обоснованность их повышения необходимо. На прошедшей в конце января расширенной планёрке в администрации района начальник отдела экономики, предпринимательства и защиты прав потребителей Ж.В. Гущина подробно рассказала о мониторинге и контроле цен на товары первой необходимости, которые ведутся специалистами районной администрации.

«Одними из основных продуктов первой необходимости, ‒ сказала Жанна Викторовна, ‒ на которые мы обратили особое внимание, являются хлеб и молоко. Поэтому по этим двум продуктам мы провели более подробный анализ.

На территории района хлеб и хлебобулочные изделия производит ООО «Анна», реализуются изделия и других производителей. Следует отметить, что в магазинах наших предпринимателей преобладает хлеб, произведённый ООО «Анна», а в сетевых магазинах «Магнит» и «Пятёрочка» реализуется только завозной хлеб с других территорий. Цены на хлеб сложились следующим образом:
– ООО «Анна» в магазинах рабочего поселка – 24 руб., на селе – 25 руб.;
– Липецкий хлеб – 12,3 руб.;
– Уваровский – 18,9 руб.;
– Тамбовский – 22,9 руб.;
– Балашовский – 24 руб.;
– Грибановский – 21 руб.»

По данным Тамбовстата, которые есть в отрытом доступе в сети, хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной в пересчёте на килограмм продукции в среднем по области с 27,14 руб. в январе месяце подорожал к концу года на 1,59 руб.

Основная доля реализуемой молочной продукции в поселке приходится на сетевые магазины, в которых наряду с молочной продукцией, произведенной Бондарским сыродельным заводом, также имеется в широком ассортименте продукция Липецких, Воронежских, Брянских и Саратовских производителей. Цена в них на молоко жирностью 2,5-3,2 % колеблется от 27,0 до 49,35 руб. за 1 литр. Также в поселке реализуется молоко ООО «Жупиков», молоко имеется в продаже только в его павильоне по цене 46 руб. за 1 литр. В магазинах наших предпринимателей преобладает молоко Липецких, Воронежских и Саратовских производителей, средняя цена – 64 руб. за 1 литр. Также следует отметить, что на территории района реализуется молоко, произведённое в ЛПХ, цена на которое сложилась от 27 до 33 руб. за литр.

Специалисты администрации района провели анализ цен и по остальным продуктам первой необходимости в сетевых магазинах ("Магнит", "Пятёрочка") в сравнении с ценами на эти же продукты в магазинах местных предпринимателей.

Можно сделать вывод, о том, что нельзя однозначно утверждать, что в сетевых магазинах цены на продукты питания гораздо ниже, чем у наших предпринимателей. По некоторым позициям они даже выше или находятся на том же уровне.

Статистика ставит вопросы и дает пищу для размышления. Что же делается в районе, чтобы остановить необоснованный рост цен? Способы стары как мир и известны всем экономистам – это контроль и конкуренция.

Чтобы не допустить незаконные завышения цен, администрацией ведётся ежедневный мониторинг, данные анализируются и в случае необходимости направляются для проверок в соответствующие надзорные органы. Администрация работает в тесном контакте с общественностью, в частности с Советом ветеранов, по контролю качества продаваемой продукции. Данная работа налажена и осуществляется на постоянной основе.

В целях развития конкуренции администрация на территории ООО «Марс» по четвергам и пятницам организовывает постоянные ярмарки, куда привозят свою продукцию наши производители:
– ООО «Торговый центр» – колбасные и мясные изделия;
– ООО «Анна» – хлебобулочные изделия;
– ИП Беляева Е.В. – мясные полуфабрикаты.

И иногородние производители:
– ООО «Инжавино-масло» – сыр, творог, сливочное масло;
– Предприниматели из пос. Романовка – молочная продукция;
– Поворинская птицефабрика – яйца;
– ИП Свиридов и ООО «Максимовские колбасы» ‒колбасные и мясные изделия;
– Жердевский плодопитомник – яблоки.

Расширить круг продавцов также помогают сезонные и тематические ярмарки. В сельских советах также определены дни проведения ярмарок, и наши производители регулярно принимают в них участие.

Одним из резервов, сдерживающим рост цен, является увеличение производства сельхозпродукции, произведенной в ЛПХ района. Наши подворья и сады-огороды выручали нас во времена любых кризисов. По данным сельпоссоветов жителями нашего района в 2014 году произведено для реализации:
молока – 833 тонны;
мяса – 687 тонн;
яиц – 2,3 млн шт.
картофеля – 343 тонны.

В своём выступлении Ж.В. Гущина отметила, что работа по контролю цен и развитию предпринимательства будет продолжена.
«В первую очередь, ‒ отметила Ж.Гущина, ‒ продолжим работу по привлечению на наши ярмарки как можно больше непосредственных производителей сельхозпродукции, так как цены от производителя всегда гораздо ниже, а также будем работать с нашими предпринимателями и стараться совместными усилиями находить выход из сложившейся ситуации».

Автор:Елена Фузеева