Президент России Владимир Путин накануне обозначил задачи государственной культурной политики. Соответствующий указ опубликовали на портале правовой информации. Одной из ключевых задач Владимир Путин назвал защиту русского языка как государственного и противодействие «излишнему использованию иностранной лексики».
Ранее, 13 декабря минувшего года, Госдума в первом чтении приняла законопроект о контроле за соблюдением норм русского литературного языка. Новый законопроект предполагает ограниченное употребление заимствованных слов. Исключением являются выражения, для которых не существует аналогов в русском языке. Отмечается, что литературные нормы должны соблюдать все граждане страны, а не только должностные лица или представители отдельных структур.
Прокомментировал новый законопроект Госдумы тогда почётный президент Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, Заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Державинского университета Николай Болдырев:
— В новом законе необходимо чётко прописать основные понятия и механизмы исполнения и контроля данной нормы. В первую очередь, следует дифференцировать понятия мотивированного и немотивированного использования иноязычных заимствований, как и само определение иноязычного заимствования. Многие учёные считают, что некоторые слова основного фонда русского языка тоже были когда-то заимствованы (например, хлеб, вода). Здесь речь не должна идти о полном запрете всех заимствований. Нет смысла запрещать экспорт, импорт или интернет, ноутбук. Запрет должен распространяться на злоупотребление немотивированных «англицизмов», что сейчас получило небывалый размах: фактчекинг (проверка фактов), зачекиниться (зарегистрироваться), коворкинг, (совместное обсуждение), воркшоп (семинар), батлиться (соперничать), рэнкинги (рейтинги), приаттачить, систершип, дейтинг-сервис, скопипейстить, кейсы, соскамиться, засемплировать, деконфликтинг, и это далеко не всё.
Также Николай Болдырев оценил степень целесообразности данной инициативы в реалиях современного общества:
— Среди известных русистов распространена такая точка зрения, что язык — живой организм и со временем сам очистится от всего ненужного. Зачем помогать ему? Тогда распространим этот подход на медицину — зачем лечить, ведь организм гипотетически сам может справиться с болезнями? Идея о чистоте тела, одежды, воды ни у кого не вызывает сомнения, а использование грязного языка, отравляющего собственное сознание, почему-то всегда вызывает дискуссии. Злоупотребление заимствованиями — это тоже болезнь, как и «матерное общение», и поэтому оно требует «лечения» на законодательном уровне, чтобы язык мог выполнять свои основные функции. Важно осознавать, что язык — неотъемлемая часть нашего сознания, инструмент познания и формулирования мысли, хранения и передачи знаний. Что можно ждать от человека, если тот не способен сформулировать свои идеи на родном языке? Наконец, в наше время, когда люди кладут жизни за само право говорить на русском языке, продолжать ориентироваться на западные нормы, пытающиеся запретить русскую культуру, злоупотреблять иноязычными заимствованиями — по меньшей мере, не патриотично.