В Тамбове открыли XVI театральный фестиваль имени Николая Рыбакова (16+). В этом году он посвящён 200-летию со дня рождения главного русского драматурга Александра Островского. Неслучайно право открыть фестиваль в рамках внеконкурсной программы получил один из старейших театров Урала — Ирбитский драматический театр. Он носит имя Александра Островского и основан в далёком 1846 году провинциальным актёром-антрепренёром Петром Соколовым. Судьбы Петра Соколова и Николая Рыбакова схожи: оба они были невероятно талантливыми актёрами, взрастившими свой талант в глубокой провинции и покорившие им тысячи людей.
Главный режиссёр Ирбитского драматического театра Александр Фукалов рассказал, почему он со своей труппой стремился стать частью Рыбаковского фестиваля:
— Я слежу за театральными фестивалями в разных регионах, городах России, их много. Как отличить хороший фестиваль? Когда есть возможность приехать и не только отыграть на сцене, уехав на следующий день, но и побыть какое-то время в атмосфере фестиваля, пообщаться с коллегами из других городов, посмотреть их постановки — вот это хороший фестиваль.
Организаторы Рыбаковского фестиваля ранее отмечали, что в этом году особое внимание уделят закулисной жизни. Для актёрских составов театров-участников будут организованы всевозможные творческие встречи и вечера, экскурсии по региону, просветительские мероприятия. Приветствие участникам и зрителям фестиваля направил Глава Тамбовской области Максим Егоров.
— Фестиваль с богатой историей стал доброй традицией Тамбовской земли. За всё время проведения в нём приняли участие сорок два театра, и это не предел. В день открытия фестиваля желаю всем участникам вдохновения и творческого подъёма, а зрителям — ярких эмоций от просмотра театральных постановок, — сказал Максим Егоров.
На открытии фестиваля Ирбитский драматический театр представил спектакль «Поздняя любовь» (16+) по одноимённой пьесе Александра Островского. По словам режиссёра-постановщика Александра Фукалова, это классическая постановка без «модных» приёмов и современных прочтений. Она охватывает широкий круг нравственных вопросов, и все они — родом из реальной жизни. Здесь и вопрос благородства души — кто-то «для себя жить не умеет», а кто-то, кроме себя, не видит никого; кто-то готов сделать всё, лишь бы не потерять собственной порядочности, а кто-то готов сделать всё, лишь бы не потерять собственных денег. Кто-то приличен и благороден с виду, но «знает эту жизнь» и как в ней «нужно» жить, а кто-то — пьяница и кутила — но предавать не умеет и не станет.
Здесь же и вопрос права самой жизни: молодость хочет жить, и отнять это право — жить молодостью — для человека сродни смерти. Главная героиня благоразумна, добросердечна и сдержанна, но в неистовом желании жить так, как подобает её молодой душе, она просит горячо любимого ею отца проклясть её, отречься, только бы со спокойным сердцем она смогла уйти за тем, кто откроет ей двери для «настоящей», полной жизни.
— Я женщина. Любовь моё право. Разве можно побороть свою природу? — спрашивает главная героиня не столько разумом, сколько душой.
Поздняя, запоздалая любовь героини выбирает своим объектом человека мало достойного её. Неслучайно существует мнение, что в определённом возрасте женщине просто жизненно необходимо отдавать свою любовь, и не важно кому. Однако спектакль завершается надеждой — избранник главной героини станет лучше и чище вместе с нею, она откроет всё самое светлое, что лежит на дне его души. Он продолжит дело её отца, и есть надежда, что он станет таким же благородным и чистым человеком. Под закрытие кулис на сцене побеждает желание жить и делать это по-честному.