Лента новостей10
«Обломов» открыл конкурсную программу театрального фестиваля имени Рыбакова
Под Мичуринском состоится праздник русского сарафана
Спектакль о школьниках предвоенных лет поставит в ТМТ режиссёр Сергей Батаев
Москвичи сняли исторический сюжет о селе в Тамбовской области
Экскурсии и гастрономические фестивали: куда сходить в Тамбовской области
В посёлке Ржакса пройдёт Фестиваль пирога
В Олимпийском парке Тамбова 1 августа пройдёт большой молодёжный фестиваль
В Тамбове в парке культуры покажут исторические фильмы
В Тамбове хотят демонтировать ещё один дом-памятник и построить его заново
В Тамбовскую область на фестиваль Prima Domra приедет Андрей Мерзликин
Тамбовская область стала регионом-лидером по использованию «Пушкинской карты»
В Приморье на музыкальный фестиваль прибыли дети из 42 регионов России
В этом году открытие фестиваля Prima Domra состоится в бондарском селе Усово
Ярмарку в Бондарском округе в этом году посвятили искусству пчеловодства
В парке Усадьбы Асеевых выступят дети-музыканты из 12 регионов России
В тамбовском «Хогвартсе» 10 августа пройдёт пленэр художников
В Старой Ольшанке стартовал православный молодёжный фестиваль
Тамбовский музыкант выпустил совместный трек со всемирно известным композитором Moby
Музыкально-спортивные выходные: куда сходить в Тамбовской области 26-27 июля
Фестиваль Prima Domra в этом году пройдёт с 19 августа по 22 сентября
Выставка, посвящённая жизни патриарха Тихона, открылась в Тамбове
Культура14 мая , 12:01

«Обломов» открыл конкурсную программу театрального фестиваля имени Рыбакова

Постановку по одноимённому роману Ивана Гончарова представил первый русский профессиональный театр — Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова из Ярославля.

«Обломов» открыл конкурсную программу театрального фестиваля имени Рыбакова
Фото: Диана Яшина

В Тамбовском драматическом театре открыли конкурсную программу ежегодного Рыбаковского фестиваля. Первые два фестивальных дня на сцене блистал Минский национальный академический драмтеатр — в качестве почётного гостя, вне конкурсной программы. А первым, кто «вышел на суд жюри» в этом году, стал Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова из города Ярославля. Это один из старейших театров России, эксперты считают, что театр имени Волкова — это первый русский профессиональный театр. 

На конкурс театр имени Фёдора Волкова привез постановку «Обломов» (16+) по одноименному роману Ивана Гончарова. На присуждение почётного звания «Актёр России» выдвинули исполнителя главной роли — Илью Коврижных.

Вместе с театральной труппой в Тамбов приехал и художественный руководитель театра Валерий Кириллов. К слову, он — уроженец Петровского округа Тамбовской области, поэтому после показа глава Петровского округа Сергей Ефанов торжественно вручил худруку большую картину с изображением сирени — на память о петровском имении Рахманиновых «Знаменское» и исторической родине самого Валерия Кириллова.

Фото: Диана Яшина

Роман «Обломов» — самый известный роман Александра Гончарова. Разгадать душу Обломова пытаются уже на протяжении нескольких столетий, обращаясь к его образу и в кино, и на сцене театра.

Обломов в постановке театра имени Волкова — не совсем тот, что трактуется школьникам на уроках литературы. Здесь минимум отсылок к истории государства, социально-общественному укладу, сословным особенностям — режиссёр погружается в глубокие философские размышления, в душу человека, в вопросы мироздания, на которые, кажется, и ответа не существует. Это гамлетовское «Быть или не быть?», это «Не выходи из комнаты» Бродского, это те строки Высоцкого про желание закрыться в ванной и «смыть этот день».

«Обломов» открыл конкурсную программу театрального фестиваля имени Рыбакова
Фото: Диана Яшина

Илья Ильич Обломов — начитанный, образованный человек, искренний, с чутким сердцем и глубоким умом, умеющий чувствовать, как другим не дано. Когда-то он мечтал трудиться на благо общества, «искать и не сдаваться», мечтал объездить весь мир, принести пользу себе и людям, но в какой-то момент «потух», завернулся в халат и улёгся на диван. «Душа не рвётся, ум спит», — скажет Обломов про своё состояние.

— Что сгубило тебя, Илья? Нет имени этому злу, — скажет возлюбленная Ильи Ильича Ольга.

И все, кто на сцене и в зрительном зале, будут искать название для этого зла, его первопричину.

Обломов будет твердить, что не хочет выезжать в общество, которое разменяло высокое предназначение человека на мелкие задачи. Сидеть с умным видом за карточным столом, будто за чем-то невероятно важным, ездить в салоны, вести пустые беседы. Зачем туда ехать, если там не найти ни ума, ни сердца, ни искренности?

— Ну, что это за жизнь? Я не хочу её, — выкрикнет Обломов.
Фото: Диана Яшина

Обломов ищет смысл жизни и не находит его в полумерах, которые устраивают других людей. «Дайте мне человека, настоящего человека», — скажет он. Обломов — идеалист, искренен и честен до той роковой степени, которая делает его непригодным для жизни среди людей. А это уже знакомая многим концепция «лишнего человека» в литературе.

Он слушает музыку, если она ему нравится, он не говорит комплиментов, если не за что их говорить, он плачет прямо в гостиной зале, если музыка его трогает, он говорит «люблю» тут же, в один момент, при других людях, если узнал в себе это чувство. Глубокий, умный, образованный, наполненный — чудак. У него нет самолюбия, им не движет ни жажда почёта, ни жажда славы и уважения. Он хочет счастья своим близким, но сам быть счастливым в этом мире он не способен, как не способен, например, человек без рук вязать на спицах, или человек без ног — бежать.

Название болезни Обломова наконец находит его врач. Он болеет очень редкой болезнью, которая называется «тотус», что означает целый, целостный человек. Обломов — единственный, который остался на земле, а такие люди — целые — жить не могут.

Фото: Диана Яшина

А кто мы, в зрительном зале? Насколько мы «целостны»? В чём истинность наших побуждений, нашей мотивации? И насколько в современном мире можно оставаться «целостными»? Именно в этом театр имени Волкова видит актуальность постановки.

Спектакль театра драмы имени Фёдора Волкова «Обломов» отнюдь нелёгок для зрителя. Тяжесть смысловой и эмоциональной нагрузки удваивается впечатляющим сценическим оформлением и скрытым символизмом. Здесь и единое каменное полотно позади актёра со зловещей трещиной, разрывающей ту самую «целостность», и отсылки к скульптурам эпохи Возрождения, и много горшков с геранью — литературным символом мещанского, в самом худшем смысле этого слова, образа жизни. И множество других символов, смысл которых каждый зритель сможет истолковать для себя по-своему. 

Автор:Диана Яшина