Чувствует образ целиком
Завершающийся сезон для Сергея Демидова исключительно богат на разноплановые роли. Помимо Акакия Акакиевича был ещё Епиходов в «Вишнёвом саде» (12+), Вернер в «Княжне» (12+), Марк в «Журавликах-корабликах» (12+), ведьмы в «Волшебнике Изумрудного города» (6+)…
Удивляться надо разноплановости, а не количеству — в небольших городах актёры не жалуются на отсутствие занятости: репертуар обновляется часто, работы много. Но у провинциальных театров ещё одна особенность: актёры совершенно не провинциального уровня, которые любят театр как таковой, а не как путь к условной «красной дорожке».
Братья Демидовы, Сергей и Александр, сценой заинтересовались в старших классах школы. Поступали сразу в Державинский, счастья в Москве не пытали. От этого потеряли московские театры, но, бесспорно, приобрёл Тамбов и, скорее всего, сами братья.
Те, кто помнит их со студенческих лет, говорят, что они были тогда удивительно похожи, и внешне, и профессионально. С годами, не теряя родственных черт, каждый нашёл себя. Александр, как замечает режиссёр Павел Попов, вырос в «героя», Сергей развивается как характерный актер. Термин этот в современных условиях подразумевает заметные, яркие роли второго плана (к примеру, директор филармонии Кирпичников в «Вас вызывает Таймыр» (12+)) и надолго запоминающиеся главные.
— Он чувствует образ целиком, — говорит о Сергее Демидове Павел Попов. — Когда началась работа над «Волшебником Изумрудного города», я решил, что обеих ведьм будет играть Сергей. В том, что у него получится, я не сомневался, он актёр высочайшего класса… Бастинду, мне кажется, он придумал в одно мгновение, потом что-то изменил в пластике — и получилась ничуть на неё не похожая Гингема.
«Школа» и личность
«Правила хорошего тона» для журналистов предписывают работать так, чтобы никто не видел тебя за работой. Возможно, со стороны и актёрская профессия выглядит «не-профессией» (как ни странно, это хорошо: видимый «труд» лишает образы жизни), но труда интеллектуального требует бесспорно.
— Артист неоднократно проходит по сложной траектории от сознательного к бессознательному и обратно. Нередко при разборе роли он что-то находит интуитивно, но в дальнейшем эти находки не приживаются. У Сергея Демидова, напротив, развита сознательная часть — это результат хорошей «школы» и особенность его личности; наличие такого прочного основания даёт ему возможность фантазировать потом, и я всегда уверен, что его фантазия не выйдет за рамки роли. Он равномерно использует разум, фантазию, интуицию, — считает режиссёр Дмитрий Ефремов.
Репетиции Сергею нравятся едва ли не больше спектакля: можно пробовать, придумывать. А иррациональное всё равно есть, именно оно соединяет отдельные тщательно обдуманные картины в спектакль, который в какой-то момент начинает «дышать». Но рассуждения в подобных лирически-метафизических категориях более свойственны театралам, чем людям театра. Они, даже если и ощущают подобное, то понижают градус высказываний.
— Не может быть так, чтобы ты думал «вот эта моя роль мне нравится». Актёр должен уходить со сцены не вполне довольным собой, — говорит Сергей Демидов.
Должно быть, поэтому об Акакии Акакиевиче он отзывается не так, как мог бы говорить актёр о роли, в которой его обожают зрители. «Да, неожиданная. Да, не думал, что буду играть…»
— Его все жалеют, а сделать так, чтобы жалели, не так уж трудно. Люди жалеют в нём себя, ведь у каждого есть какая-то боль, о которой они плачут, как о шинели.
И Сергей рассказывает, как один зритель поделился историей, как когда-то по глупости лишился машины — и это было его «шинель». Забавно, конечно, а всё-таки, может, спектакль дал ему возможность погоревать над давней потерей, чтобы лучше понимать чужие… А возможны и «отсроченные эффекты», и «эффективность» зависит от масштаба дарования.