Одни обои…
При постановке «Энергичных людей» нечто подобное тоже произошло, а первым удивился сам художник, когда обнаружил немалое сходство спекулянта Аристраха Кузькина с эскиза и артиста Сергея Демидова, исполняющего эту роль…
Важнейшее условие, которое стояло перед художником при постановке «Энергичных людей», — отсутствие «быта», на сцене не должно быть никаких румынских гарнитуров и чешских люстр. Решение пришло, когда вспомнилась фраза, брошенная одним из персонажей, пугающих жену Кузькина грядущими бедами, мол, вынесут всю мебель, останутся одни обои. Вынесут мебель — осудят — отправят… да, на лесоповал. Так появилась мысль о деревьях — может, соснах, может, березках, а потом вспомнилась мода обшивать кухни и коридоры рейками, и так возник на сцене уголок кухни с холодильником, обшитый деревом.
С «Энергичными людьми» художник встречается не впервые. Он, конечно, видел спектакль БДТ, оставшийся в истории одной-двумя репризными сценами, но «…людей» ставили и в тех театрах, где он работал. В одной из таких постановок было придумано много интересного в оформлении, в частности, зеленая «трава» из шнура. Поначалу Сергей Александрович хотел «процитировать» эту мысль, но вскоре передумал: «Слишком впрямую: и деревья, и трава». Режиссер предложил «примету времени» — огромный ковёр. Он стал и символом эпохи, и способом объединить пространство.
Тандем и телефон
— Разные режиссеры работают по-разному. Кто-то при постановке спектакля по книге мог сказать: «Придумай мне пространство, а потом инсценировку напишу». Есть режиссеры, которые отмахиваются «Сам решай!», другие крепко держатся за какую-то свою визуальную придумку, и художнику приходится если не переубеждать режиссера, то совершенствовать его замысел. А лучше всего работать в тандеме, вместе обсуждать, придумывать, отвергать и придумывать снова, — говорит Сергей Александрович.
Для такого лучшего способа работы нужно желание и время, потому и начинаются «собеседования» задолго до того, как начинается непосредственная работа над спектаклем.
«Энергичные люди» замаячили перед Сергеем Федоричевым еще в прошлом году. Режиссер даже хотел пригласить его в Тамбов, только путаница с телефонными номерами никак не позволяла обсудить встречу. Но если что-то должно произойти, оно все равно происходит, и непременно в назначенный срок. Уже есть костюмы, готовится реквизит, а вскоре начнется и строительство декораций. К этому стоит, разве что, добавить, что с Тамбовом, в котором он никогда раньше не бывал, Серей Федоричев связан напрямую: жена родом с Тамбовщины и училась в институте культуры.
Вот такое совпадение, больше похожее на очередное проявление обыденной театральной магии, настраивающей внутреннее зрение художника.
Сергей Александрович Федоричев родился 22 мая 1957 года в городе Омске. В 1979 году окончил факультет промышленно-гражданского строительства Сибирского автомобильно-дорожного института. В театр пришел случайно — пригласили поработать некоторое время декоратором. Как художник — постановщик работает с 1982 года. Ставил спектакли в Самаре, Тольятти, Санкт-Петербурге, Томске, участвовал во многих театральных фестивалях и художественных выставках. Его работы находятся в частных коллекциях России, Германии, Италии, Японии, Норвегии.