Лента новостей
Культура19 августа , 08:03

Художник-постановщик Сергей Федоричев оживляет повесть Шукшина для ТМТ

Сценограф делится, как рождаются декорации к спектаклю «Энергичные люди», от первых эскизов во сне до готовых сцен, сочетая фантазию и реальность.

Художник-постановщик Сергей Федоричев оживляет повесть Шукшина для ТМТ
Фото: архив Сергея Федоричева

Лесоповал на кухне

С каждым новым режиссером работа художника-постановщика начинается с чистого листа, во всяком случае для сценографа Сергея Федоричева. Режиссер Дмитрий Ефремов, который ставит в Тамбовском молодёжном театре спектакль «Энергичные люди» (12+) по произведениям Шукшина, для художника не совсем «новый» — они знакомы достаточно давно, даже творчески взаимодействовали, но совместной постановки не было. Дмитрий Ефремов, объясняя, почему он решил ставить спектакль именно с ним, сказал, что, по его мнению, творческий почерк и подход к работе Сергея Александровича лучше всего отвечает его подходу. Режиссер не раз называл Шукшина великим шифровальщиком, который ухитряется говорить о возвышенных и философских вещах, не называя их впрямую — и для того чтобы понять и выразить эти «тайные» воспринятые режиссером мысли, художнику надо бы обладать каким-то внутренним зрением. Впрочем, «обладать» им нельзя, оно или есть, или нет. У Сергея Федоричева точно есть, недаром же на его жизненной и профессиональной орбите случаются «странные сближенья», а идеи приходят даже во сне.

Эскизы во сне и наяву

Сергей Александрович легок на подъем, он ставил спектакли в самых разных городах: от многомиллионной Москвы до Тары в Омской области, где нет и тридцати тысяч жителей. Зато в Таре есть дом, где прошло детство Михаила Ульянова. Местный театр очень хотел сделать в доме музей, но для этого его надо было выкупить у владельцев, а у городской администрации средств не находилось. Хозяева продали дом, новые владельцы интереса к историческому прошлому не выразили, но по странному стечению обстоятельств устроились работать в театр: жена костюмером, муж менеджером. И стоит ли говорить, что вскоре появилась возможность выкупить дом, и новые хозяева были «за». Стоит поехать в маленький городок, чтобы увидеть вот такую «магию театра»!

— В Барнауле ставили в музыкальном театре сказку, времени мало, а решения не было. Оно пришло во сне: я увидел, что рисую, потом с рисунками иду к режиссеру, мы разговариваем. При этом я понимал, что все происходит во сне. Когда проснулся, тут же зарисовал, что приснилось — у меня фонарик, ручка и бумага возле кровати лежат. Приношу эскизы режиссеру, и первая фраза, которую он мне говорит, — из сна. Я отвечаю, и тоже так, как во сне, — рассказывает одну из многочисленных житейско-профессиональных историй Сергей Александрович.

Думая о новом спектакле, можно даже сказать, фантазируя его, он видит картины, объемы — и старается записать самое важное из увиденного. Потом это становится эскизом, а вот макетом не сразу. Для этого должно прийти время, которое определяется по тому, что «руки чешутся», и им срочно требуются краски, клей, бумага и так далее — а ко всему этому еще немного времени, потому что перед худсоветом всегда не хватает одного дня, чтобы подготовиться идеально.

Впрочем, у каждого мастера свои приемы и особенности работы. У Сергея Федоричева к ним, в частности, относится тщательная прорисовка персонажей при разработке костюмов. Таким образом он ближе с ними соприкасается, а через это — и с актером. Бывало так, что режиссер, посмотрев эскизы, удивлялся: откуда ты этого актера знаешь? А он и не видел его ни разу.

Художник-постановщик Сергей Федоричев оживляет повесть Шукшина для ТМТ
Фото: архив Сергея Федоричева

Одни обои…

При постановке «Энергичных людей» нечто подобное тоже произошло, а первым удивился сам художник, когда обнаружил немалое сходство спекулянта Аристраха Кузькина с эскиза и артиста Сергея Демидова, исполняющего эту роль…

Важнейшее условие, которое стояло перед художником при постановке «Энергичных людей», — отсутствие «быта», на сцене не должно быть никаких румынских гарнитуров и чешских люстр. Решение пришло, когда вспомнилась фраза, брошенная одним из персонажей, пугающих жену Кузькина грядущими бедами, мол, вынесут всю мебель, останутся одни обои. Вынесут мебель — осудят — отправят… да, на лесоповал. Так появилась мысль о деревьях — может, соснах, может, березках, а потом вспомнилась мода обшивать кухни и коридоры рейками, и так возник на сцене уголок кухни с холодильником, обшитый деревом.

С «Энергичными людьми» художник встречается не впервые. Он, конечно, видел спектакль БДТ, оставшийся в истории одной-двумя репризными сценами, но «…людей» ставили и в тех театрах, где он работал. В одной из таких постановок было придумано много интересного в оформлении, в частности, зеленая «трава» из шнура. Поначалу Сергей Александрович хотел «процитировать» эту мысль, но вскоре передумал: «Слишком впрямую: и деревья, и трава». Режиссер предложил «примету времени» — огромный ковёр. Он стал и символом эпохи, и способом объединить пространство.

Тандем и телефон

— Разные режиссеры работают по-разному. Кто-то при постановке спектакля по книге мог сказать: «Придумай мне пространство, а потом инсценировку напишу». Есть режиссеры, которые отмахиваются «Сам решай!», другие крепко держатся за какую-то свою визуальную придумку, и художнику приходится если не переубеждать режиссера, то совершенствовать его замысел. А лучше всего работать в тандеме, вместе обсуждать, придумывать, отвергать и придумывать снова, — говорит Сергей Александрович.

Для такого лучшего способа работы нужно желание и время, потому и начинаются «собеседования» задолго до того, как начинается непосредственная работа над спектаклем.

«Энергичные люди» замаячили перед Сергеем Федоричевым еще в прошлом году. Режиссер даже хотел пригласить его в Тамбов, только путаница с телефонными номерами никак не позволяла обсудить встречу. Но если что-то должно произойти, оно все равно происходит, и непременно в назначенный срок. Уже есть костюмы, готовится реквизит, а вскоре начнется и строительство декораций. К этому стоит, разве что, добавить, что с Тамбовом, в котором он никогда раньше не бывал, Серей Федоричев связан напрямую: жена родом с Тамбовщины и училась в институте культуры.
Вот такое совпадение, больше похожее на очередное проявление обыденной театральной магии, настраивающей внутреннее зрение художника.

Сергей Александрович Федоричев родился 22 мая 1957 года в городе Омске. В 1979 году окончил факультет промышленно-гражданского строительства Сибирского автомобильно-дорожного института. В театр пришел случайно — пригласили поработать некоторое время декоратором. Как художник — постановщик работает с 1982 года. Ставил спектакли в Самаре, Тольятти, Санкт-Петербурге, Томске, участвовал во многих театральных фестивалях и художественных выставках. Его работы находятся в частных коллекциях России, Германии, Италии, Японии, Норвегии.

Автор:Ольга Новак