Лента новостей
Культура28 августа , 12:03

Андрей Мерзликин представил на сцене тамбовского драмтеатра «Русский круговорот»

Музыкально-драматическое действо о людях, которые уходят в историю почти как Атлантида, показали в рамках шестого фестиваля современного домрового искусства Prima Domra.

Андрей Мерзликин представил на сцене тамбовского драмтеатра «Русский круговорот»
Фото: Диана Яшина

В Тамбовской области продолжается шестой ежегодный фестиваль современного домрового искусства Prima Domra (0+). Вчера, 27 августа, в тамбовском драматическом театре выступил Заслуженный артист России, популярный актёр театра и кино Андрей Мерзликин. А вместе с ним ансамбль современной хоровой музыки «ALTRO CORO», мастер народного вокала Юлия Рыжинская, Александр Вакер (фортепиано) и организатор фестиваля Prima Domra, домристка Екатерина Мочалова. Артисты представили тамбовским зрителям музыкально-драматическое действо «Русский круговорот» (0+).

«Русский круговорот» — это уникальное сочетание академической и народной музыки, произведений русских классиков, фольклора и художественного слова. За основу текста взята книга Василия Белова «Лад: очерки народной эстетики» (12+) о повседневном быте крестьян северной России. Как рассказал режиссер и чтец программы Андрей Мерзликин, идею о спектакле «про то, как сеют овёс», да еще и под музыку Александра Чайковского не многие поначалу восприняли положительно. Однако это произведение не только о детальных подробностях трудовых и праздничных традиций русского крестьянского народа, который, кстати, не так уж и далёк от современного россиянина, сколько о том пласте русской нации, который знал всё о понятиях чести, доброты и достоинства, ныне попираемых новыми ценностями.

— Тональность постановки создана благодаря такому взгляду, который нашел наш композитор Александр Владимирович Чайковский. Он нашел тот ключ, который дает ощущение исповеди. Мы в этом видим дистанцию между теми людьми, которые уже практически, как Атлантида, уходят. Поэтому мы имеем право и возможность — и необходимость — говорить об этом в ключе искусства, художественного оформления и смело можем заявлять об уникальности сегодняшний программы. Скоро, наверное, люди вообще перестанут понимать, о чем мы говорим. Как у меня спросили: «Вы действительно хотите сделать спектакль о том, как сеют овес?». И я ответил: «Да, наш спектакль о том, как и когда нужно сеять овес», — рассказал в преддверии показа Андрей Мерзликин.
Фото: Диана Яшина

Вместе с артистами зрители прожили целый годовой круговорот: от прогретой первым солнцем земли, рассыпающейся в руках и первой пахоты до знойного летнего дня, от весёлого бабьего пения и раскатистого грома до вечернего осеннего озноба, от сгорбленной спины над плугом до молитвы о первом снеге, от тесных посиделок в горнице за очесыванием льна до светлого Христова Рождества. И снова — до весны. Те времена, когда красоту «нельзя было отличить от пользы, а пользу — от красоты»; когда труд не являлся чем-то неестественным и постыдным; когда у всякого дела были границы, и у людских поступков — тоже были границы; когда человек знал и свою ценность, и ценность другого.

Художественное слово и ненавязчивое актерское мастерство переплетались с пронзительными народными песнями, звуками домры и фортепиано. Композитор Александр Чайковский специально для «Русского круговорота» написал музыку. Он выбрал стихи о временах года среди произведений русских поэтов: Есенина, Фета, Тютчева, Блока, Пастернака — «Ненастье» (0+), «Рождество» (0+), «Молитва сеятеля» (0+) — и написал на них музыку: хор и домра, хор и фортепиано, хор, а капелла. Потом к постановке пригласили присоединиться вокалистку Юлию Рыжинскую, тесно связанную с миром народного вокала. Юлия Рыжинская исполнила народные песни «Шел мой милый бережком» (0+), «Экой Ваня» (0+), «Недозрелая калинушка» (0+), частушки «Деревенские» (0+). А на экране позади артистов — старинная хроника и кадры современной тамбовской деревни, соединяющие прошлое и настоящее.

Фото: Диана Яшина
— Андрей Мерзликин многое делает в сфере музыкально-драматических программ, отражающих сущность русского человека, русской духовности. И очень приятно, что это произведение прозвучит впервые именно в Тамбове, на нашем фестивале. Потому что именно в Тамбове ощущаешь эту настоящую Россию, именно здесь ощущается какое-то ядро и по духу, и по красоте природы, и по силе культурного наследия. Всё, что происходит у нас сегодня в спектакле, происходило когда-то и здесь, — отметила организатор фестиваля Prima Domra Екатерина Мочалова.

Также Екатерина Мочалова с радостью подчеркнула, что в Тамбовской области фестиваль Prima Domra уже обрел своего зрителя. Еще задолго до начала фестиваля тамбовчане пишут, интересуются билетами. Концерт 27 августа стал четвертым в программе шестого фестиваля Prima Domra, и снова был аншлаг.

Напомним, следующий концерт в рамках фестиваля состоится 6 сентября в римско-католической Церкви воздвижения Святого Креста «Час Барокко» (12+). В программе — домра и орган, произведения Баха, Вивальди, Тамарина, Крейслера и других. В этом году программа фестиваля особенно обширна, музыкальный марафон продлится больше месяца и завершится 22 сентября. 

Фото: Диана Яшина
Автор:Диана Яшина